Компьютерный диск как средство информации стал уже нормой, постоянной реальностью наших дней. Киоски и прилавки с разноцветными квадратиками встречаются в наших городах не реже, чем киоски газетные, и уж гораздо чаще, чем книжные. Школьные рефераты с дисков и контрольные из сети не вызывают особого протеста даже у преподавателей в возрасте.
И все же, если подойти к витрине и рассмотреть "меню" этого пиршества повнимательнее, то обнаружится, что мы еще в самом начале капитализма "как всеобщей компьютеризации страны". Процентов на 90 все великолепие состоит из игрушек, всех этих стратегий и бродилок, стрелялок и игровых версий фильмов и книг. Оставшаяся, серьезная часть в значительной мере - шпаргалки для школьников и студентов разного уровня, кое-какие "полезные советы" для компьютерщиков же. И практически нет "книг", серьезной информации по культуре, искусству (компьютерные фильмы - не в счет, это все-таки специфический вариант видеокассеты).
Поэтому появление в CD-варианте информации по театру встречаешь с радостью и надеждой. С этими чувствами и откроем любой из трех дисков вышедшей недавно трехтомной "Энциклопедии ТЕАТР".
Прежде всего, нужно отметить очень красивое, элегантное оформление "Энциклопедии". Строгий черно-белый "переплет", единство стиля для всех трех томов - "Балет", "Опера", "Драма". Точно выбран декоративный принцип художественного решения заставок, шрифта, виньеток - это узнаваемый всеми людьми театра "МХАТовский модерн", который ассоциируется с лучшими достижениями русского театра, с именами К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Энциклопедия подготовлена ООО "КОРДИС & МЕДИА" в 2003 году совместно с издательством "Большая Российская энциклопедия", что говорит о серьезном уровне подхода к отбору информации. Теоретики и практики театра прекрасно помнят вышедшую еще в начале 60-х годов "Театральную энциклопедию", темно-сиреневые тома которой помогли тысячам студентов, аспирантов, рецензентов в их работе. Многие материалы того издания вошли и в сегодняшний справочник.
Каждый том-диск состоит из трех разделов - "Театры", "Люди", "Спектакли". Информация приведена по алфавиту, что соответствует принципу энциклопедического словаря, но может представить определенную сложность при поиске названия, например, театра, если неизвестно, как именно он называется - "Большой театр" или "Государственный академический Большой театр". Но в каждом разделе есть справочная служба, при пользовании которой можно сравнительно быстро сориентироваться в огромном количестве статей по различным темам. Поиск может производиться и по заголовкам, и по терминам, применяемым в статьях, что позволяет пользователю не упустить нужную ему информацию.
Как и положено энциклопедическому изданию, материал трехтомника больше обращен в прошлое, чем в сегодняшний день. В справочники входит только проверенная временем, "достоверная" информация. Поэтому исторический компонент "Энциклопедии "Театр"" более подробен, точен и содержателен. Хотя сегодняшние ритмы жизни требуют большего, и неторопливая академичность издателей порой дезориентирует читателя. Так, из драматических театров Новосибирска упомянуты только "Красный факел", "Глобус" и "Старый дом", а такие коллективы, как театр Афанасьева, театр "На левом берегу", имеющие многолетнюю уже историю, своего зрителя, своё место в культурной жизни столицы Сибири, не вошли в пространство справочника.
Хотя в издании есть материалы и по мировой истории театра, и по культурной жизни регионов, но полнее всего отражена история русского и, в особенности, московско-петербургского театра. С одной стороны, это закономерно, так как именно в столицах сосредоточено большинство наиболее интересных коллективов, имен, спектаклей, фестивалей. Но всё же театральная жизнь не заканчивается за пределами Кольцевой дороги вокруг столицы, и то, что театральная провинция России мало представлена на страницах справочника, вызывает сожаление.
В разделе "Люди" каждого тома основное внимание издатели уделили артистам, постановщикам, в музыкальных жанрах - и композиторам, либреттистам. Представлены и театральные художники, но в основном опять-таки столичные корифеи сцены, о которых можно найти информацию и в других изданиях. Недоумение вызывает дублирование статей в разных разделах, например, в главу "Художники" тома "Драма" попали либреттист Лоренцо Да Понте, певец Антонио Гисланцони и другие вполне достойные персонажи, не имеющие никакого отношения к драматическому театру. Складывается ощущение, что статьи порой автоматически переносятся из раздела в раздел, по логике "на всякий случай", и значительная часть информации дублируется в разных разделах. Логичнее, согласитесь, было бы более конструктивно заполнить ограниченный объем издания другими именами, спектаклями...
Тем не менее в "Театральной энциклопедии" в CD-варианте принципиально больше
плюсов, чем минусов. Тысячи статей, несколько тысяч персоналий, большое количество
иллюстративного материала делают это издание удобным подспорьем в работе профессионалов
в области искусствоведения, журналистов, пишущих о театре разных жанров. Студенты
учебных заведений культуры и искусства также могут обращаться к этому изданию
при освоении истории театра в самом широком диапазоне. Энциклопедию "Театр" вряд
ли стоит рассматривать как учебник, это именно справочник для профессионалов,
краткий, информационный, но - и это очень серьезное достоинство издания! - позволяющий
исследовать тему вглубь. Практически каждая статья содержит ссылки на литературу
по данному вопросу, наличие информации в Интернете, так что читатель, которому
необходимы дополнительные знания по какому-либо вопросу, найдет указатель на страницах
справочника.
«Энциклопедия театра на трех CD»
Год издания: 2003