"Сделайте нам красиво! " - восклицал герой сатирической комедии Владимира Маяковского. Долгие годы советской жизни эта фраза воспринималась однозначно как ироническая. Стремление к красивости, а вместе с ней зачастую и к красоте воспринималось нами как буржуазная расслабленность, чуждая мужественному настроению советского человека, готового голодать, жить в бараке, одеваться во что придётся ради прекрасного будущего других поколений. Даже появлявшиеся на экранах показы модной одежды воспринимались как что-то странное, как правило, смешное, будь то моды в сельском клубе в шукшинском фильме. "Живёт такой парень" или знаменитое "Брюки превращаются... " в "Бриллиантовой руке". Поведенческим лозунгом той эпохи было "Мы университетов не кончали", и чем ближе к "природе", тем лучше. А уж этикет, всякие "цирлих-манирлих", шапку снять в доме, вилку в левой-нож в правой, ручки дамам целовать - долой! У советских собственная гордость! И казённые фразы "Морального кодекса строителя коммунизма" никак не переходили с плакатов в красных уголках в реальную жизнь.
Но времена изменились. Зашуршали "вольво" и "мерседесы", хлынули на экраны видеоаппаратуры роскошные мужчины и женщины, открылась заграница. И вместе с именами Версаче и Риччи, вместе с одеждой и мебелью с Запада возник и интерес к поведению, к европейским стандартам общения. Стал востребован этикет.
Поначалу это было смешно. Новые русские, в цепях и малиновых пиджаках, пытались элегантно кланяться дамам, перекладывали вилку в толстых, привыкших к драке пальцах, заказывали дорогие коньяки, сверяясь со шпаргалками - что с чем пьют. Но пена первых лет уходит, и умение себя вести, держаться в обществе, воспитанность и элегантность становятся если не привычными, до этого ещё далеко, но, во всяком случае, понятными потребностями современного русского человека. И свидетельством распространённости этой потребности стало большое количество книг по проблемам поведения и этикета.
Их действительно много. В любом книжном магазине есть целый раздел такой литературы, и иностранных авторов, и наших соотечественников. "Этикетный голод" советских времен, когда нужную информацию приходилось выискивать по крупицам в таких, например, брошюрах, как "Офицеру об этикете" (Воениздат, 1991), закончился. Выбирай - с картинками или строгий текст, деловой справочник или размышления о философии этикета, с цитатами из умных книг, серьёзную или весёлую - на любой вкус и уровень!
(Сразу оговоримся: как появление на дорогах иномарок не привело к культуре вождения, так и количество литературы по этикету пока не очень изменило нашу жизнь. Пока всё так же хамят и ругаются, мусорят и сморкаются в два пальца. Да и не может быть иначе. Человек меняется медленно, даже не годами, а поколениями. Нравственные ценности можно уподобить английскому газону, который всего-навсего подстригают три раза в неделю, но делают это в течение трехсот лет, и только тогда станет виден результат. Когда же "воинствующие атеисты" с партбилетами в кармане дружно хлынули в храмы, стали истово креститься, - вряд ли в стране прибавилось истинной Веры. И ещё много книг нужно издать, много часов и лет потратить родителям, педагогам, вообще воспитателям, прежде чем дурно воспитанный человек перестанет быть обыденной реальностью нашей жизни, и можно будет встретиться с современником глазами, улыбнуться ему, не опасаясь хамства и бескультурья.)
Но чтобы что-то произошло, пусть в будущем, начинать надо сегодня. И конечно, вопросы воспитанности, хорошего тона в поведении, в одежде, вопросы этикета нужно изучать и по возможности реализовывать в жизни. Откроем же последнюю новинку в списке литературы по этикету - книгу Ларисы Поддубской "Этикет от А до Я".
Как пишет отличник народного просвещения Л.Р. Поддубская в предисловии, книга создана на основе курса этикета, который преподавался автором много лет. Предполагаемая аудитория - учителя, учащиеся средней школы. Сразу стоит упомянуть, что серьёзная, академичная манера автора, может быть, слишком научна для школьников, поэтому скорее это издание пригодится людям взрослым - преподавателям, методистам, просто интересующимся вопросами культуры.
Основному материалу предпослана вводная часть, в которой рассматриваются вопросы культуры как таковой. Автор приводит различные определения культуры, рассматривает разные уровни культурного поведения людей. Своего рода "терминологический словарь" культуры, открывающий книгу, сразу задаёт серьёзный, научный уровень разговора.
Основательно излагается в разделе "Этикет вчера и сегодня" история формирования правил поведения. Л. Поддубская приводит названия книг по вопросам поведения, написанных в прошлом, как известных, например, "Юности честное зерцало", изданной при Петре I, так и сравнительно редко упоминаемых - "О должностях человека и гражданина" И.И. Фельбигера (1787 г.), "Дисциплина клерикалис" Педро Альфонсо (1204 г.). В письмах Ф. Честерфилда сыну, подробно цитируемых в книге, приведены многие правила поведения, актуальные и по сей день, например:
"В разговоре с женщинами все твои шутки и остроты прямо или косвенно должны быть направлены на похвалу собеседнице и ни в коем случае не должны допускать толкования для неё обидного или неприятного";
"Никогда не поддавайся соблазну, очень свойственному большинству молодых людей, выставлять напоказ слабости и недостатки других. Это безнравственно, и человек с добрым сердцем больше старается скрыть, нежели выставить напоказ, чужие слабости и недостатки";
"Умей отстаивать своё мнение, возражай против мнений других, если они неверны, но чтобы вид твой, манеры, выражения, тон были мягки и учтивы и чтобы это делалось само собой, естественно, а не нарочно".
Некоторое недоумение может вызвать поначалу раздел книги "Под запретом". Автор на протяжении нескольких страниц приводит все запреты, все "нельзя", которые определяют поведение воспитанного человека. Сама постановка вопроса правильна, ведь культура человека начинается с первого "нельзя", которое человек говорит сам себе, это сформулировал ещё Ю.М. Лотман в своих беседах о культуре. Но сведенные вместе десятки запретов производят впечатление лавины, в которой можно утонуть, кажется немыслимым запомнить все эти правила, а тем более руководствоваться ими в каждодневной практике. Однако дальше Л.Р. Поддубская, как бы несколько смягчаясь, рассматривает поведение человека подробно, по темам, и спокойный, неторопливый разговор микширует категоричность этого раздела.
Автор уделяет внимание практически всем аспектам понятия культуры поведения. Подробно, с конкретными советами, рассматривается физическое поведение, понятие осанки, красивой пластики человека, а это - неотъемлемая составляющая понятия "элегантность". Вообще вопросам внешнего вида, как сейчас говорят, "имиджа", уделено в книге много места, и это совершенно верно, поскольку этикет рассматривает в первую очередь внешнее поведение человека, хотя и связан с внутренней мотивацией, этикой, и эта взаимосвязь также последовательно прослеживается на страницах книги. Стоит упомянуть замечательную фразу президента Линкольна: "После 40 лет каждый человек сам отвечает за свое лицо" (правда, Андре Моруа приписывал это выражение другому человеку, но верность мысли от этого не уменьшается). Подробно рассмотрены варианты официального костюма, включая своеобразную "таблицу сочетаемости" элементов костюма, которая может помочь человеку, впервые столкнувшемуся с необходимостью одеться правильно, не ошибиться в подборе одежды и аксессуаров.
Быть воспитанным - значит, уметь и говорить культурно, грамотно, красиво. Вопросам языка, манеры общения посвящён отдельный раздел книги. Пожалуй, самым ценным в нём является рекомендуемый перечень возможных вежливых выражений и комплиментов. На первый взгляд, такой список может вызвать улыбку, но в жизни человек, особенно молодой, привыкший к безобразной, грубой лексике школьной перемены, не имеет в запасе "джентльменского набора" вежливых фраз, так свойственных дворянину прошлых веков. И когда ему хочется сказать что-то приятное, часто подводит бедный словарный запас, отсутствие практики комплиментарной речи. И здесь предложенный список комплиментов, вежливых выражений может оказать большую помощь "начинающему светскому человеку". И если поначалу это будет и не так уж легко, непринуждённо, опыт со временем появится. И лучше всё же немного скованный комплимент, чем органичное, естественное хамство.
Сегодняшняя жизнь предъявляет особые, западные требования к деловой жизни, к поведению в служебной обстановке. Проблемы делового этикета также освещаются на страницах книги "Этикет от А до Я". Особенно хочется подчеркнуть раздел, посвящённый рациональному обращению со временем. Сколько минут, часов, дней, а в сумме лет жизни мы теряем из-за неорганизованности, некультурности и своей, и других! И порой хочется спросить плохого работника, заставляющего нас бессмысленно ждать у запертой двери, когда пора уже её открыть, по три раза приходить за делом, не стоящим и пяти минут: кто дал вам право сокращать мою жизнь? Она ведь не такая и длинная, и не вам решать, куда я потрачу оставшийся мне срок...
Л.Р. Поддубская рассматривает практически все стороны жизни человека - поход в гости и воспитание детей, поведение за столом и в поездке, на транспорте, разговор по телефону и отношение к природе. Заканчивает же книгу раздел, названный автором "О науке жить". Здесь рассмотренные ранее вопросы, рекомендации, правила поднимаются на более высокий уровень понимания, на уровень философского осмысления человеком себя, своего места в жизни, среди людей. Множество цитат, былей, сказаний, легенд, приводимых в этой части книги (как, впрочем, и в других разделах), делают читателя сопричастным к размышлениям умнейших людей человечества над вопросами бытия человека, формирования Личности.
При всех достоинствах книга Л. Поддубской не свободна и от недостатков. Помимо досадных опечаток, иногда автора подводит настойчивое стремление сделать тему разговора научной, академической. И возникают не всегда уместные в данной теме перечни, списки, таблицы. Так, приведённая на с. 58 графическая "научная" классификация шуб - повседневные, вечерние, деловые, может вызвать, скорее всего, улыбку у читателя: так академично подходить к явлениям вполне обиходным, может быть, и не стоило. Хотя вообще попытка формирования научного, теоретического подхода к гуманитарным отраслям человеческого знания - проблема интересная и во многом сегодня не решённая.
В целом же книга Ларисы Поддубской - интересное, умное и, безусловно, полезное издание. Читатели найдут в ней не только полезные, практические советы по самым разным вопросам поведения, но и размышления о жизни, воспитании и самовоспитании, мудрые мысли учёных, поэтов, философов. Читайте - не пожалеете!
«Этикет от А до Я»
Год издания: 2003