Нефритовые чётки
Акунин Б.
Приключения Эраста Фандорина в XIX веке: Рассказы; повести. М.: Захаров. - 702 с.
Год издания: 2007
Рецензент: Распопин В. Н.
Очередной том приключений сыщика эпохи постмодерна завершает, судя по последней
странице заключительной в этом сборнике повести, историю его похождений, но не
вообще, а только в XIX веке. Впрочем, может и не завершает - что, например, может
помешать автору спародировать еще какого-нибудь властителя массовых дум былого,
например, вряд ли кому теперь памятного Габорио, ведь их, властителей, натурально,
легион. А уж в ХХ веке, куда, судя по той же странице, плавно перемещается гонимый
дымом отечества господин Фандорин Эраст Петрович под руку со своим японским Санчо,
им, властителям, и вовсе несть числа. Отчего бы, право, не поработав рука об руку
с Шерлоком Холмсом против Арсена Люпена, далее Фандорину не вступить в сотрудничество
с Фандором (кстати, кто-нибудь задумывался, есть ли какая-нибудь связь между этим
персонажем и Фандориным - фон Дорном, или созвучие никак не обыгрывается?) и Жювом
в их бесконечно-безуспешной борьбе с Фантомасом? В "Новом детективе" все возможно.
Я здесь иронизирую, но, пожалуй, не столько по поводу Акунина и его героя,
сколько по поводу читателя, конечно, то бишь самого себя. Ведь это именно читатель,
заглатывающий криминальное чтиво без разбору, как Робин-Бобин, подталкивает автора,
которому явно и давно наскучил его герой, к бесконечным продолжениям. Ведь ежели
бы, как пелось в старой песне, мы, "парни всей земли", хоть раз проигнорировали
бы, взявшись за руки, очередной "презент" от издательства ЭКСМО (АСТ, ОЛМА, Альфа-книга
- нужное подчеркнуть) в лице злотниковского ли одноизвилинного сверхвояки, донцовской
ли упоительно унылой юмористки, прочих ли бешеных, слепых и всепрозревающих Насть,
объемами скучнейших банальностей способных заморить любого Ричардсона, уж не поминая
всуе Василия Кирилловича... Ежели бы да кабы, тогда бы, может, и гоголи наросли
у нас, как грибы. А так - читай Сорокина. И радуйся за Пелевина.
Ну да Бог с ними. Начали-то мы с Акунина, к нему и вернемся. Как видно из
посвящения, поименно перечисляющего десятку популярных зарубежных беллетристов,
из коих как минимум двое - подлинные классики, еще двое - к ним приравниваются,
а прочие с разной степенью успеха подтягиваются, путешествовать нам предстоит
отнюдь не по неведомым землям.
Оно так и есть. Например, новеллы "Table-talk 1882 года", "Скарпея Баскаковых"
и "Чаепитие в Бристоле" в отчетливо пародийном, то есть иронично-сниженном ключе
воспроизводят стиль (насколько это вообще осуществимо с переводными книгами) Эдгара
По, Артура Конан Дойла и Агаты Кристи. Да и не только стиль, но и вполне конкретные
тексты, к примеру, "Пеструю ленту". Остальные называть не стану, памятуя о рецензентской
этике. А пуще - о том, что самая вкусная изюминка постмодернистской игры, основная
составляющая акунинского криминального романа заключается отнюдь не в разгадывании
логической загадки вместе с Фандориным (чаще всего никакой загадки в его делах
и вовсе нет), а именно в угадывании литературного пространства, в котором (= в
которое) сочинитель играет: с нами - если мы хоть что-то, кроме Донцовых и Доценок,
читали, или с самим собой, литературоведом Г.Ш. Чхартишвили.
Семь новелл и три повести сборника охватывают почти полностью два последних
десятилетия XIX века, то есть лучшие, наиболее плодотворные годы жизни героя,
но, по-видимому, не его, так сказать, творческой деятельности. Вехам, таким образом,
посвящены романы, будням - повести и рассказы. Впрочем, справедливости ради, должен
сказать, что никакой жанровой разницы между романами и повестями про Эраста Фандорина
я лично обнаружить не сумел, даже и по объему (если, конечно, не брать во внимание
совершенно неподъемную, очевидно неудачную, растрепанную какую-то "Алмазную колесницу").
Общее впечатление от будней в целом неплохое, хотя и неровное. И нельзя сказать,
что от тех вещей, где наличествует собственно детектив, оно лучше, чем от тех,
где сыщик попадает в вестерн, или истерн, или в пространство очередной злодейской
авантюры Арсена Люпена. Даже напротив, логическая задачка в духе подуставшей Агаты
Кристи представляется куда менее интересной, нежели действо, заявленное как игра
на поле Умберто Эко, а по сути - представляющее собой скорей автопародию (на романы
о Пелагии).
Недавно мне довелось познакомиться с обстоятельной философско-филологической
книжкой новосибирского автора Н.Н. Вольского "Легкое чтение" (о ней надеюсь рассказать
подробней в ближайшее время) - этаким реквиемом классическому детективу. В то
же время "Легкое чтение" Н. Вольского - отменное исследование по теории и истории
блистательного, но, увы, кратковременного бытия этого литературного феномена.
Не разделяя в полной мере страсти автора к беллетристическим текстам, иллюстрирующим
положения гегелевской диалектики на доступных уровню человека средних интеллектуальных
способностей примерах, не могу, однако, и не согласиться с ним в том, что, по
нынешним временам и нравам (а следовательно, и по возможностям их описателей),
классический детектив есть явление практически нереальное, а то, пожалуй что,
и нежелательное как для издателей и самих сочинителей (чего там мудрствовать,
как говорил, хоть и не совсем так, Евтушенко, - легли так уж легли!), так и для
основной массы читателей, измотанных безостановочно-безуспешной беготней в поисках
заработка, а потому, если останавливающихся на час-другой, то уж никак не для
упоения сладкозвучными молитвами, а вот именно - "хочу гулять!!!". История Эраста
Петровича Фандорина - героя одного (из девяти опубликованных - это не считая пяти
повестей) детективного романа и двух (из семи опубликованных как раз в этом сборнике)
детективных рассказов - тому лучшее из возможных доказательство. Ибо всё акунинское
прочее - как в фандоринском цикле, так и в других историях - из области криминального,
приключенческого и прочего бульварного чтива. Но с одним существеннейшим уточнением,
даже и в случае автопародий: придумано это чтиво на уровне, какой и не снился
прочим доморощенным Уоллесам, хоть от Захарова, хоть от ЭКСМО. Говорю именно то,
что хотел сказать: придумано, а не выполнено. Выполнение нередко задумкам уступает.
Так, на мой взгляд, произошло с иными из текстов, составивиших рассматриваемый
сборник, с обоими любовниками смерти и другими внеклассными чтениями.
Возможно (да и скорей всего), дело в том, что беллетрист Борис Акунин не
всегда справляется с планкой, устанавливаемой литературоведом Григорием Чхартишвили
(мне лично последний кажется намного интересней первого); возможны и другие причины:
требования рынка, усталость руки и т.п. Тем не менее, читать книжки Акунина всегда
любопытно, пусть и не каждый раз интересно, пусть иные из них и не оправдывают
наших ожиданий. Любопытство, собственно, и поддерживается именно ей, планкой Чхартишвили
в книжках Акунина. Чем вам не логическая загадка: перепрыгнет на сей раз или нет...
А рождественские каникулы для ее решения - самое подходящее время, не так ли?
И - в заключение - маленькое примечание. Даже если тексты, составившие новый
фандоринский сборник Бориса Акунина, в конечном счете вас не удовлетворят, знакомство
с книгой все равно будет не лишено приятности, хотя бы из-за культуры издания.
Я давным-давно не встречал новой беллетристической, многотиражной, ширпортребовской,
в сущности, книжки, изданной столь аккуратно, так грамотно оформленной и - главное
- содержащей помимо текста многочисленные, сделанные специально для этого издания
иллюстрации (художник - Игорь Сакуров). Просто какая-то "Библиотека приключений"
нашего детства!
«Нефритовые чётки»
Год издания: 2007
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я