Знаем ли мы отечественную литературу ХХ века? Последние пятнадцать лет, казалось бы, открыли все имена, ранее напрочь отсеченные "железным занавесом", выпустили на свет Божий все достойные книги, наглухо упрятанные в сейфы спецхрана. Однако и книги, и имена продолжают открываться. Книги и имена первого ряда, сделавшие бы честь любой литературе. Сколь же мы богаты!.. Потому, наверное, и не храним того, что имеем. И не плачем, потеряв. И открываем пятидесятилетними стариками то, что должны были знать с младых ногтей. Так было у нас с Булгаковым и Набоковым, с Зайцевым и Шмелевым, с Хармсом и Введенским, да что там говорить - с Гоголем даже, ведь кто, кроме чекистов да сверхзаслуженных академиков, мог, например, в 60-е прочитать его "Размышления о Божественной литургии"?..
"Рукописи не горят", однако, и вот, открыв за полтора десятка лет десятки гениев, добрались мы до открытия гениальных безумцев. Даже до тех из них, кто при жизни не то что не был известен ни в широких кругах, ни в узких, но и сам в литературные круги не стремился. Кто прожил почти незаметно, почти не публикуясь, но писал о том же, о чем писали самые яркие знаменитости. И главное - не хуже. И - по-своему. Одним из таких гениальных безумцев был Юрий Одарченко, чья небольшая книжка, на двух с половиной сотнях страниц вместившая едва ли не все, что сочинил этот человек за тридцать лет, была издана в России пять лет назад крохотным тиражом, а попала мне в руки совершенно случайно благодаря непреходящей страсти к поэзии вообще и в особенности к литературе Серебряного века давнего моего товарища Владимира Светлосанова. И вот, с подачи Владимира Сергеевича, начал я просматривать зеленый томик странного поэта, в чьем творчестве причудливейшим и одновременно органичным образом смешались символисты, акмеисты, обериуты, Сологуб и Ходасевич, Георгий Иванов и Николай Олейников, начал, говорю, просматривать, да так и не смог оторваться, пока не прочел книжку до конца - и стихи, и прозу, и вступительную статью, и комментарии. И, прочитав, кажется, понял что представляет собой Одарченко. Не символист, не акмеист и не обериут, даже и не постмодернист. Скорее всего - гений маски. Нет, не имитатор - это другое. Одарен он был безмерно, настолько, что, примеривая любой костюм, неизменно оказывающийся ему к лицу, похоже, тут же с отвращением отбрасывал его прочь - чтобы не закрывал души. И сразу же искал новый - голая душа не выносила малейшего ветерка. Собственно, стиль - это ведь и есть костюм, что бы там ни говорил Бюффон. Даже если это платье мадам Бовари, изношенное до дыр полным усатым господином Флобером. А разница между всеми почитаемым господином Флобером и почти никому не известным Юрием Одарченко отнюдь не в степени таланта - в "нетерпении сердца", в неприятии душой одежды, если угодно, в неприемлемости покоя. Поэты - они вообще странные люди, даже если прекрасно пишут прозу. Как тот же Одарченко. Сравните, пожалуйста: "У каждого человека бывает в жизни свой рай, и каждый человек из этого рая бывает изгнан. Быть может для того, чтобы всю жизнь потом желать и стремиться стать достойным того, что видел и слышал" ("Оборотень", с. 194); "Но, Господи, зачем умирать? А уж если надо, то по своей воле, хотя такого не бывает; умирают от безвыходности души, когда со всех сторон скованная, она делает последний прыжок, и земной оркестрик затихает. А барабан возвещает смертельную опасность!" ("Ночное свидание", с. 113). Это - проза, а вот стихи: Меня не любят соловьи И жаворонки тоже. Я не по правилам пою И не одно и то же. В лесу кукушка на вопрос Охотно отвечает, И без ошибки смертный час По просьбе отмечает. Но если сто семнадцать раз Вам пропоет кукушка, Не отвечайте ей тотчас: Какая же ты душка! Наверно врет кукушка (С. 103). *** Мышь без оглядки от кошки бежит. Волка убьют на охоте. Птица по синему небу летит - Платят за птицу по счету. Ясно. Все ясно. Но вот человек, Если повеситься сам не сумеет, Значит на старости лет заболеет, Станет любимцем соседних аптек, Так ли уж гордо звучит - Человек? (С. 47) Сравнили? Это тексты разных лет, так сказать, периоды разных костюмов. Любой из них автору к лицу. И в любом душе неудобно, не по себе, больно, душно. В каждом Одарченко за нее - птицу-душу - платит по счету. Расплачиваясь до копейки. Добиваясь совершенства. Понимая при этом, что совершенство недостижимо. Ни в принципе, ни для него лично. Но счета нельзя не оплачивать. До копейки... Это была его мания, его сумасшествие, его творчество, его жизненный путь - путь к самоубийству - освобождению от необходимости менять маски и невозможности жить нагим. Душа, которой тесно, душно в любом костюме, не заживается на земле. Но и не уходит бесследно, оставив всем, кому тоже нелегко с людьми и костюмами, до гениальности простые и трагические свидетельства недужности бытия: Кукушки водятся в часах На каждом полустанке. Живут древесницы в лесах, Но их сажают в банки. Они поют о светлых днях - Им верьте иль не верьте... Страшнее жить в стенных часах И петь всю жизнь о смерти (С. 53). Юрий Павлович Одарченко родился на Украине в 1903 году, покончил с собой в 1960-м, в Париже, там же, в 1949-м, вышла единственная при жизни автора книжка стихотворений "Денек". Вторая книга, "Стихи и проза", увидела свет во Франции в 1983 году, о третьей (как можно понять из библиографического списка) я попытался рассказать здесь. Скорее всего, не слишком внятно и, конечно, без той литературоведческой основательности, с какой написано замечательное предисловие С.В. Ивановой, редактора и составителя книги. Но мне показалось, что в данном случае дело не в литературе, дело в душе поэта, может быть, и больной, но ясной. Как летняя лунная ночь на юге.«Сочинения»
Год издания: 2001