Ангелы и демоны

Браун Д.
М.: АСТ. - 606 с.
Год издания: 2004
Рецензент: Распопин В. Н.

Катастрофический - иного слова не подберу - успех "Кода да Винчи" подвигнул издателей и читателей обратиться к другим, в том числе и ранним вещам Дэна Брауна. Я уже представлял посетителям сайта два его романа. Теперь очередь дошла до "Ангелов и демонов", каковые - ничуть не сомневаюсь, прочитав - есть не что иное, как 600-страничная подготовка автора к "детективу столетия", как частенько называют более успешный "Код...". Поскольку, во-первых, аннотируемая здесь и вышедшая на языке оригинала двумя-тремя годами раньше "романа века" книга вновь представляет собой современную сказку с исторической (или правильнее сказать - псевдоисторической) начинкой, а во-вторых, повествует о том же герое, что действует и в "Коде да Винчи", - о всепобеждающем американском интеллектуале Роберте Лэнгдоне, моложавом и сексапильном профессоре, специализирующемся на историко-культурных загадках и символах.

В принципе, "Ангелы и демоны", действительно, не менее захватывающее чтиво. Но, в отличие от "Кода...", именно чтиво. Нет здесь такой целенаправленной логической проработки исторической (псевдоисторической) подоплеки, нет еще, пожалуй, и такой проработки характеров персонажей. Зато есть неприкрытая ирония по отношению к католической церкви и умело смонтированный жанровый калейдоскоп, заставляющий предположить не то проблему поиска жанра, стоявшую на тот момент перед автором, не то авторскую иронию по отношению не только к религии, но и к доверчивому глотателю боевиков. Действительно, чего только не найдешь на этих 600 страницах - и остросюжетный детектив, и триллер, и как бы настольную игру для интеллектуалов среднего звена средней же школы, и мистику, и даже в финале женский роман. Можно считать, что представлено и спародировано (тут, впрочем, еще вопрос - воистину ли спародировано) все: от "Графа Монте-Кристо" до "Джейн Эйр". (Успешный, например, прыжок главного героя с многокилометровой высоты с чехлом от вертолета вместо парашюта - чем вам хуже переплывания брассом Средиземного моря Эдмоном Дантесом?)

О сюжете скажу совсем коротко. Профессор Роберт Лэнгдон на сей раз вырван из теплой постели и отправлен в Европу вследствие убийства не главного смотрителя Лувра, а -гениального физика и по совместительству монаха, сумевшего на пару с приемной дочерью получить в лабораторных условиях всесильного швейцарского ядерного института нехилую каплю антивещества, способную снести с лица земли не только Ватикан, но и добрую половину Вечного города в придачу. (Кстати, куда они, Браун и Лэнгдон, дели ученую свою героиню и напарницу после постельной сцены в финале "Ангелов и демонов", остается загадкой - в "Коде..." про изобретательницу антивещества, завоевавшую сердце доблестного американца, не упоминается. Может, потому что француженка-гуманитарка показалась историку предпочтительнее специалистки в точных науках, а может - Бог троицу любит - следует нам ждать еще одной истории похождений доки по символам - этакого сродного братишки Индианы Джонса.) На груди убитого обнаружено уж не послание с ребусами для любимой дочки, но кровавое клеймо тайного общества иллюминатов, созданного некогда самим Галилеем в преострую пику всем на свете патерам, а к нашим благословенным дням почти забытого. Стало быть, жив курилка, коли кто-то сумел стащить из суперзащищенного бункера смертоносное оружие, затем ничтоже сумняшеся прехитрыми способами убил одного за другим папу римского и четырех кардиналов, претендующих занять престол Св. Петра, а теперь на шести сотнях страниц водит за нос и всю неподкупную охрану Ватикана, и штатовского профессора по символике со подружкою...

Дальше читайте не в аннотации, а в книге, не слишком серьезной даже по меркам масскультной беллетристики, сшитой же, как и "Код...", откровенно по выкройке Жюля Верна: "Ландия... Ландия... Зеландия... Батюшки мои, да это ж не Гренландия вовсе, а Новая Зеландия!.." Однако и захватывающей, и, по-моему, одним уж тем симпатичной для отрезвления нашего сегодняшнего, изо всех сил всеми и всяческими СМИ воцерковливаемого юного читателя, что изображает церковь такой, какова она в реальности, а именно не Храмом Божьим, но политическим (человеческим) институтом, преследующим не менее своекорыстные интересы, чем та же наука, с которой она борется за первенство в сердцах и умах битых полтора тысячелетия. И - с обеих сторон - хоть бы какой человеку толк из этой борьбы!..

«Ангелы и демоны»
Год издания: 2004

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я