Лирика

Пушкин А.С.
А.С. Пушкин. Лирика. (Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации) Сост., примеч., учеб. материал Е.А. Яковлевой. М.: Айрис-пресс, 2005. - 352 с. (Русская литература. Произведения школьной программы).
Год издания: 2005
Рецензент: Распопин В. Н.

Проблема любого школьного учебника, вероятно, заключается не столько в доступности (легкости) изложения сложного материала, не столько даже и в тенденциозности, хотя и то, и другое, разумеется, весьма важно, сколько в отборе материала, которым пользуется составитель. В случае с русской классикой, тем более с Пушкиным, это особенно сложно, ведь каждый знает: пушкинистика неохватна. Впрочем, неохватна литература и по Достоевскому, и по Толстому, и по Блоку. Однако есть все же вещи обязательные. Так, пушкинистика немыслима без трудов Вересаева, Набокова, Бонди, Гуковского, Лотмана, Непомнящего. Проблема, стало быть, в том, как и что отобрать из многочисленных книг этих классиков пушкиноведения. И как, отобрав, расположить материал в новом учебном пособии. И по какому принципу выстраивать это пособие - как привычный учебник, в котором сначала излагаются историко-культурные реалии определенного временного периода, затем биография автора, после чего даются программные тексты или выдержки из них и далее следуют комментарии составителя; либо как хрестоматию, сперва предъявляющую справку о жизни-деятельности классика, потом его тексты, потом примечания к ним.

В данном случае перед нами иное построение учебного пособия. Это хрестоматия, совмещающая вышеназванные варианты и вместе с тем предлагающая более наглядное и удобное для учителя и учащегося расположение материалов. Как сообщает предисловие, издательство "Айрис-пресс" подготовило для школы не совсем привычную серию учебников по литературе, где каждому классику будет отводиться не какая-то часть издания, а посвящаться отдельная книга. Или, можно полагать, несколько полновесных книг. Пособие охватывает всю пушкинскую лирику, изучаемую в старших классах.

В первый раздел учебника (с. 5 - 206) входят тексты стихотворений, подобранных тематически и хронологически. Стихи даются в правом столбце страницы, в левом - комментируются вызывающие затруднения выражения, даются исторические и культурные справки, а в иных случаях сообщается история создания стихотворения. Комментируемые слова и строки в пушкинском тексте выделяются шрифтом. Сами комментарии лапидарны, содержательны, изложены доступным школьнику языком.

Второй раздел (с. 207 - 240) называется "Эпоха" и открывается синхронистической таблицей "Лента времени", в которой жизнь и творчество Пушкина по датам сопоставлены с историческими и культурными событиями, происходившими как в России, так и в Европе. Таблица позволяет наглядно представить, в каком историко-культурном контексте создавались поэтические шедевры, "вписавшие" русскую словесность в мировую литературу. Завершается раздел фрагментами из хрестоматийной работы Ю.М. Лотмана "Пушкин. Очерк творчества", в необходимых случаях сопровождающимися комментарием составителя.

Третий раздел учебного пособия, "Интерпретации" (с. 241 - 284), позволяет учителям и учащимся познакомиться с анализом нескольких стихотворений Пушкина, предложенным классиками пушкинистики Ю.М. Лотманом ("Анчар", "К Чаадаеву", "На холмах Грузии..."), Б.А. Васильевым ("В начале жизни школу помню я..."), В.С. Непомнящим ("Пророк", "В Сибирь"). Тексты также доступны, хотя и предъявляют к юному читателю (особенно фрагменты из книг В.С. Непомнящего и философа и богослова Б.А. Васильева) более высокие требования, нежели прочие части издания. Зато они многое откроют учителю, особенно размышления В.С. Непомнящего о "Пророке" и послании "В Сибирь". Быть может, лишь анализ стихотворения "В начале жизни школу помню я..." Б.А. Васильева (с. 258 - 266), для школьного читателя излишне перегруженный литературоведческой полемикой, представляется в данном пособии откровенно материалом "на вырост". Недостатком же III раздела и всей книги мне видится следующее обстоятельство. Все тексты, анализирующие пушкинские стихотворения, выполнены в профессиональной литературоведческой, если не академической стилистике. Да, они доступны читающему школьнику, но, во-первых, много ли сегодня читающих школьников, а во-вторых - жесткой структуры, если угодно, шаблона для составления собственного анализа стихотворения не дают. Быть может, при переиздании книги - а таковое, по-моему, обязательно должно появиться - раздел будет дополнен двумя-тремя примерами подобного анализа, сделанными самим составителем из расчета на восприятие среднестатистического старшеклассника средней общеобразовательной школы, а не читателя из гуманитарного гимназического класса. Сказанное, однако, недостатки издания, пожалуй, исчерпывает. За исключением немногочисленных опечаток - недостатка всей современной отечественной полиграфии. Приведу лишь один пример. В списке рекомендуемой литературы на с. 328 крупнейший литературовед и пушкинист Виктор Максимович Жирмунский поименован ЖЕрмунским, что в школьном учебнике, посвященном Пушкину, совершенно непростительно. Да и открывающая этот список книжка "Прогулки с Пушкиным" Андрея Синявского, согласитесь, нелепо смотрится на первом месте среди изданий Белинского, Благого, Бонди, Гаспарова, Тынянова... Да, конечно, Синявский по политическим обстоятельствам вынужден был издать ее под псевдонимом, но времена изменились, и как-то странно сегодня видеть запись "Абрам Терц (Синявский А.Д.)...". Это уж не говоря о том, что в библиографических списках полагается все же начинать запись фамилией, пусть и вымышленной, и только потом приводить имя, никто ведь не пишет сначала "Максим", а затем "Горький". Так что, повторюсь, странно видеть в серьезном школьном учебнике список рекомендуемой литературы о поэтическом мастерстве Пушкина, открывающийся "Прогулками..." Абрама Терца.

Но я несколько поторопился с библиографией - она завершает четвертый раздел книги "Учебные материалы" (с. 285 - 328). Здесь располагаются материалы для практической урочной деятельности, как то: перечни тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе, списки тем сочинений непосредственно по лирике Пушкина и - шире - по словесности XIX столетия, которые можно рассматривать на примере пушкинских стихотворений, а также тезисные планы к сочинениям и вопросы на усвоение изложенного материала. Кроме того, учащиеся могут проэкзаменовать сами себя, выполнив тесты, и ознакомиться с избранной библиографией. Раздел, разумеется, полезный и необходимый в подобном издании, однако я, не будучи практикующим учителем словесности, не вправе здесь расставлять каких-либо оценок.

Наконец, в приложении к учебнику (с. 329 - 348) даны необходимые при прочтении стихотворений А.С. Пушкина и литературоведческих комментариев к ним словари - биографический, где даются краткие справки о пушкинском окружении, мифологический и терминологический. Завершает учебное пособие алфавитный указатель стихотворений, приведенных в первой части книги.

Резюмирую. Общее впечатление от знакомства с учебным пособием, составленным Е.А. Яковлевой, очень хорошее. Как формально: издание и демократичное (мягкая, но достаточно прочная клеенчатая обложка, а значит не слишком высокая цена, качественная верстка, отчетливая печать, достаточный для первого издания, хотя, конечно, очень небольшой для школьного учебника, тираж 8000 экз.), и почти лишенное полиграфических недостатков. Так и по содержанию: доступный язык, продуманный подбор материалов, обеспечивающий педагогу и учащемуся возможность творческого прочтения пушкинской лирики не только на уроке, но и вне школьных стен, то есть для себя. Последнее же обстоятельство сегодня представляется наиболее важным: наше общество утрачивает культуру чтения, а книги, подобные рецензируемой, способны этому печальному процессу хотя бы отчасти помешать.

А потому настоятельно рекомендую словесникам и школьным библиотекарям учебник Е.А. Яковлевой раздобыть и прочитать, за книгами же серии "Русская литература. Произведения школьной программы" издательства "Айрис-пресс" внимательно следить. Акция впечатляющая, судя по этой книжке, с которой я познакомился благодаря любезности Ирины Валентиновны Гудзевой, предоставившей мне учебное пособие для рецензии.

«Лирика»
Год издания: 2005

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я