Главная     Лики книг     Электронная книга     Киновзгляд     Гостевая  

Главная

О сайте

Сотрудничество

Ссылки

Иллюстрации

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru



Dleex.com Rating



ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА

Соединенье двух загадок

Зубов А.Е.
Художники новосибирских театров. Очерк творчества. Новосибирск: Сибпринт. - 110 с., илл.
 
 

Год издания: 2008

Содержание

А.Е. Зубов

СОЕДИНЕНЬЕ  ДВУХ  ЗАГАДОК

Художники новосибирских театров.
Очерк творчества

Новосибирск
2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
ВРЕМЯ   ВОССТАНОВЛЕНИЯ.  Сороковые
ВРЕМЯ  ПЕРЕМЕН.  Середина 1950-х – 1960 гг.
ВРЕМЯ  РАСЦВЕТА.  Шестидесятые
ВРЕМЯ  СТАНОВЛЕНИЯ. Семидесятые
ВРЕМЯ   НОВЫХ  ПОИСКОВ.  Восьмидесятые
ВРЕМЯ  БУДУЩЕГО
ИЛЛЮСТРАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

    Задача, поставленная в книге А.Е. Зубова – рассказать историю сценографии двух новосибирских театров: "Красного факела" и театра юного зрителя за 45 лет (1945-1990) – сложна и трудоемка. Сложна, поскольку спектакли указанного периода читатели книги никогда не увидят, да и сам автор, если судить по его возрасту, вряд ли присутствовал на театральных представлениях 1945-1953 годов. Трудоемка, потому что потребовалось тщательно просмотреть буквально горы газетного, журнального и архивного материала, чтобы воссоздать подробную картину театрального процесса, связав его сценографический аспект с другими компонентами спектаклей.
    Два основных результата характеризуют решение этой задачи – фундаментальность материала и простота стиля, не лишенного глубины и изящества.
    Автору книги удалось показать специфику каждого периода, четко отграничив один от другого, не потеряв при этом глубокого аналитизма в описании каждого из мастеров.
    В первой главе А.Е. Зубов находит точные определения для воссоздания творческого портрета Серафима Леонидовича Белоголового, рыцаря сценической детали, стремившегося к созданию иллюзии максимальной достоверности. При определенном дефиците материалов, низкого качества краски и многих других причин, не имеющих отношения к искусству театра, художники 1940 – начала 50-х годов С.Л. Белоголовый, П.Т. Коваленко, Б.Г. Кноблок и другие находили способы эстетической компенсации наличного дефицита.
    Очень точен и абсолютно верен итог первой главы: "Жизнеподобная декорация, к которой привыкли новосибирцы, достигла своего высшего уровня. Дальше нужно было искать новые направления".
    Во второй главе, анализируя время перемен – середину 1950-х – 1960 годов, автор приходит к мысли о неизбежном переходе от монументализма сценографии к минимализму художественных средств. Освоение "пустого" театрального пространства, заданного сценографией, потребовало иной техники игры. И здесь впору сказать еще об одном достоинстве книги – тесной связи сценографического анализа с анализом деятельности режиссера, композитора, актерского ансамбля.
    Время расцвета и время становления, охватывающие 1960-70-е годы, также весьма интересно отслеживается и интерпретируется автором. В частности, творческий портрет сценографа Константина Лютынского содержит в себе зерно отдельной книги, хотя и прекрасно рифмуется с общим строем изложения в настоящей монографии.
    Очень тепло и точно говорится в книге о по-настоящему замечательном художнике Р.П. Акопове, достигшем такой степени эмоциональной активности и психологической достоверности, что практически диктовал определенную концепцию спектакля, как это случилось с постановкой пьесы Д. Голсуорси "Без перчаток". Столь же многопланово нарисована в книге фигура еще одного подвижника театра С. С. Постникова.
    Последняя глава, посвященная времени новых поисков – 1980-е годы, отличается от предшествующих. Здесь автор становится не только разыскателем и комментатором мемуаров и рецензий, но и активной фигурой, опирающейся на собственные художественные впечатления. Анализ сценографических решений спектаклей, оформленных Н. Клеминой, В. Фатеевым, позволяют А.Е. Зубову отыскать неповторимость стилевой индивидуальности каждого. Изящество и мудрость "Милого лжеца", концептуальность визуального ряда "Дяди Вани", наконец, подлинный гимн театру без применения декораций в прямом смысле этого слова, замененных наклонными планшетами и шахматными кулисами в "Вороне" у Н. Клеминой; камерность и парадоксальная психологичность, сочетающаяся с метафорической глубиной, – в работах В.Фатеева.
    И, пожалуй, еще одна черта, без которой впечатление от книги А.Е. Зубова не было бы полным – страстность и позитивный пафос автора, нисколько не снижающий объективность и фундаментальность материала. Финал книги содержит вопрос: куда пойдет развитие театра и сценографии. Не отвечая на него прямо, автор непосредственно обращается к будущему, "в которое с тревогой, надеждой и интересом устремляется взгляд".
    Внимательное и увлекательное чтение книги А.Е. Зубова однозначно позволяет ответить на другой вопрос – монография автора, бесспорно, должна увидеть свет и обрести вдумчивого, интеллектуального читателя.


Ю. В. Шатин,
доктор филологических наук, профессор НГПУ

  1. Содержание

«Соединенье двух загадок»
Год издания: 2008

Виктор Распопин