Главная     Лики книг     Электронная книга     Киновзгляд     Гостевая  

Главная

О сайте

Сотрудничество

Ссылки

Иллюстрации

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru



Dleex.com Rating



КИНОВЗГЛЯД

СТИЛЯГИ

Режиссер Валерий Тодоровский
Сценаристы: Юрий Коротков, Валерий Тодоровский
Оператор Роман Васьянов
Композитор Константин Меладзе
Продюесры: Вадим Горяинов, Леонид Лебедев, Валерий Тодоровский, Леонид Ярмольник
Актеры: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев, Игорь Войнаровский, Евгения Брик, Екатерина Вилкова, Сергей Гармаш, Олег Янковский, Ирина Розанова, Алексей Горбунов и др.
Продолжительность 130 мин.
Жанр: мюзикл


Год выпуска: 2008

    Надо ли даже коротко пересказывать фабулу "Стиляг"? Думаю, что не надо, ведь покуда я собирался написать о новом фильме Валерия Тодоровского, вы, читатель, скорее всего уже посмотрели его, и, может быть, даже успели забыть. Впрочем, вряд ли - напрочь. Несколько отменных эпизодов из этой добротной, но и весьма затянутой картины - уж не знаю, войдут ли в хрестоматию отечественного кино - однако в памяти, несомненно, останутся надолго.
    Собственно говоря, так с киномюзиклами и происходит чаще всего. Навскидку: что, например, вспоминается, когда мы произносим название "Веселые ребята"? Песни Дунаевского, драка музыкантов и напившийся поросенок. А что вспоминается, когда говорим: "Цирк"? Опять же музыкальные номера: колыбельная, вкруговую исполняемая зрителями чернокожему младенцу, и демонстрация широко шагающих гордых советских красавцев, распевающих альтернативный гимн "Широка страна моя родная". Что вспоминается, когда мы говорим: "Кабаре"? Песни и танцы со стулом Лайзы Минелли. А "Вестсайдская история"? Те же танцы, которые, вообще говоря, в американских мюзиклах, как правило, интереснее песен - для меня, во всяком случае. От довольно-таки примитивной фабулы мюзикла чаще всего в памяти мало что остается, даже если эта музыкальная история рассказывает о более-менее серьезных вещах, как те же "Стиляги". Конечно, есть и исключения, например, "Весь этот джаз" Боба Фосса, но в целом... Иначе говоря, если оригинальные песни и танцы в киномюзикле удаются, запоминается и сам мюзикл.
    В случае со "Стилягами" говорить об оригинальных песнях не приходится. Если таковые там есть вообще - речь, конечно, о песнях, написанных именно для этого фильма, - они не запоминаются. Константин Меладзе аранжировал для картины Тодоровского полтора-два десятка вещей, спетых разными отечественными авторами и исполнителями в последнюю четверть ХХ века. Здесь и песни "Наутилуса", и группы "Ноль", и Сукачева, причем зачастую не только заново аранжированные, но и утратившие оригинальный текст. Я не хочу сказать, что это плохо, ни в коем случае. Но, пожалуй, и не всякий раз хорошо. Потому спустя некоторое время после просмотра многое забывается. Зато оставшееся в памяти - хор комсомольцев, поющих "Скованные одной цепью", Гармаша, в трусах и в майке наяривающего на коммунальной кухне под гармошку "Человека и кошку", - действительно, забыть трудно.
    Это - центральные, я полагаю, обреченные на включение в хрестоматию, эпизоды картины-стилизации под 50-е годы прошлого века, тщательной стилизации и в то же время намеренно искусственной - то есть такой, чтобы она не казалась зрителю реальностью, а именно стилизацией и выглядела. Не как в кино, а как в театре. С другой стороны, "Стиляги" - в чистом виде постмодернистское кино, едва ли не в каждом эпизоде цитирующее или пародирующее и конкретные киномюзиклы, и жанр вообще: то, скажем, паркеровскую "Эвиту", то финал "Операции "С новым годом!"" Рогожкина, то молодежные голливудские истории про принцесс и новые платья, а то какую-нибудь танцевальную классику в духе вышеупомянутой "Вестсайдской истории" или не упомянутых "Шербурских зонтиков".
    Поставлено, отыграно и снято все действо, а равно и многие эпизоды на самом высшем уровне. Но вот получились ли у молодых актеров люди 50-х - не уверен. Понимаете ли, читатель, о чем я? Смогли ли очень недурно играющие своих героев Шагин, Матвеев, Войнаровский сделать то же, что одновременно с ними легко делают Гармаш и Янковский - стать советским человеком 50-х? Стилизоваться, безусловно, смогли, представить себя в том времени и в тех обстоятельствах - смогли, а вот воплотиться?.. Вообще, читатель, возможно ли такое воплощение в недавний быт, в не до конца изжитую историю? Может, и нет, невозможно, как невозможен адекватный поэтический перевод, с близкого языка - тем более. Стать на экране собственным дедом так же невозможно, как перевести на русский язык песни Тараса Шевченко. Вроде бы и переводить-то нечего, вроде бы вот же он, дед, я же столько раз катался на его плечах - ан нет, никто меня даже в дедовском костюме и в гриме за деда не принимает...
    Впрочем, это досужие рассуждения, так сказать, вообще. Конкретные же актеры, как я уже сказал выше, и аксеновских стиляг, и твердокаменных комсомольцев изобразить сильно постарались, но не более того. Исключение - Евгения Брик, вероятно, не пытавшаяся примерить на себя чужую судьбу, а на технике отменно спародировавшая сам кинематографический тип советской руководительницы-партийки: от героини Веры Марецкой ("Член правительства") до героини Алисы Фрейндлих, в сущности, тоже пародировавшей, или, точнее, травестировавшей героиню Марецкой в "Служебном романе".
    Вообще говоря, в "Стилягах" все молодые актрисы, а не одна только Акиньшина, представляются, пожалуй, интереснее своих сверстников, они как-то ярче, что ли, а вот всенародно любимой Ирине Розановой, как ни странно, роль не задалась. Во всяком случае, никакой изюминки для своей героини она не нашла. Может быть, потому что подобные роли уже не раз исполняла и они ей просто надоели. 
    Ярмольника в ролях бывших зэков ГУЛага мне видеть раньше не приходилось, однако и он для своего эпизода ничего за пазухой не припас, а если что и продемонстрировал, так лишь то, что классом он значительно ниже, чем такие мастера эпизодических ролей, как Ронинсон или Милляр.
    О Янковском ничего говорить не будем - мастер есть мастер. И дай Бог, чтобы Олег Иванович еще долго радовал нас своим присутствием в современном искусстве! 
    Живой, мужицкий, с искрой в глазах Сергей Гармаш в очередной раз восхитил, заставив забыть о выморочном своем персонаже в балабановском "Морфии". 
    Что еще сказать об актерах? Немножко так себе танцуют, много так себе поют. Но это, видимо, и было нужно Тодоровскому в истории про музыку на костях, разыгрывающейся в стране, где костей с избытком, а вот с музыкой напряженка, в особенности если играть ее не на родимой прямой, как Гайдар, трубе, а на подозрительной загогулине "ихнего" саксофона. Это и отличает его картину-стилизацию от однотипных голливудских экранизаций бродвейских спектаклей, ведь, сколько бы ни говорить о том, что стиляжничество - исключительно советское явление, само по себе оно - стилизация под Запад, которого тогда толком никто не знал. Иными словами - сплошная тавтология - "Стиляги" есть стилизация про стилизацию. И в этом смысле игра получилась, картина удалась без всяких сомнений.
    Может быть, и не надо требовать от нее полного правдоподобия, а от актеров - тонкого психологизма, вживания в шкуру пращуров, ибо команда Тодоровского, скорее, не играет "это", а играет "в это". 
    Как говорится, почувствуйте разницу. Чувствуем. Однако вот удалось же Гармашу и Янковскому в небольших ролях сыграть одновременно и "это", и "в это", а ведь родившийся в 1958 году Гармаш своими глазами "этого", в отличие от Янковского, видеть уже не мог.
    С другой стороны, молодые актеры Шагин и Матвеев в "Стилягах", по существу, дебютировали (выпущенный на экране годом раньше менее удачный фильм с тем же составом молодых исполнителей, "Тиски", Тодоровский снимал чуть ли не одновременно со "Стилягами"), и для дебюта их работа совсем недурна. Так что, как говорится, хочется верить...
    Ну, а на сакраментальный вопрос - смотреть или нет - отвечу тем, кто отчего-то еще не посмотрел: разумеется, смотреть, заранее настроившись на два с лишним часа более-менее неточных, но, в сущности, совершенно верных воспоминаний о стране и жизни, которых больше нет, но которые тем не менее никуда от нас - из нас - не делись. Так ли? А вы попробуйте не напиваться в новогоднюю ночь, попытайтесь в трезвом уме и при полной памяти выдержать всю эту вакханалию клонированных фабриками бездарностей, всю эту многоканальную эклектику, как сказали бы во времена стиляг, "преклонения перед Западом" - и тогда попробуйте со мной не согласиться.

Фильм «СТИЛЯГИ»
Год выпуска: 2008

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие

Виктор Распопин