ТИСКИ

Режиссер Валерий Тодоровский

Сценаристы: Олег Маловичко, Валерий Тодоровский

Оператор Роман Васьянов

Композиторы: Александр Андреев, Владимир Эглитис

Продюсеры: Леонид Ярмольник, Вадим Горяинов, Валерий Тодоровский

Актеры: Максим Матвеев, Федор Бондарчук, Алексей Серебряков, Евгения Хиривская, Екатерина Вилкова, Антон Шагин, Игорь Войнаровский, Константин Балакирев и др.

Продолжительность 120 мин.

Жанр: драматический триллер 
 Производство: Россия

Год выпуска: 2007

    Глубоко уважаемый мною критик "Российской газеты" Валерий Кичин написал о новом фильме неслабого режиссера номер один нашего нового кино Валерия Петровича Тодоровского в столь превосходных степенях, что когда я еще до просмотра картины читал его статью, то казалось, что мне уж написать будет не о чем. Ну буквально все есть в "Тисках": и "блестяще сработанная фабульная канва", и "блестящая разработка характеров и психологических коллизий, переживаемых героями", и отличающее картину "от сотен криминальных сюжетов, ежевечерне мелькающих по всем каналам телевидения" содержание - "она - не о криминале, а о совести. То есть о понятии, в современном российском кино почти всегда выводимом за скобки". И логично смотрящееся сравнение с классикой: "...криминальная история здесь играет примерно ту же роль, что у Достоевского в "Преступлении и наказании"".

    Ну как было не расстараться и сейчас же, немедленно не посмотреть этот несомненный шедевр? Мы с женой и расстарались, посмотрели. А потом посмотрели друг на друга. И я сказал: "А ведь начинал человек со "Страны глухих", ну, я имею в виду, получил признание". А она ответила: "А потом был "Любовник"... "Н-да-а", - протянул я. "Да уж..." - продолжила она. И так далее. В общем, нет-с, сказали мы с Петром Иванычем, никак нет-с, не Достоевский, даже не Коппола-с, хоть и сильно старался младший Бондарчук закосить под Марлона Брандо, а Серебряков кричал, как какой-нибудь господин Голядкин, - не Достоевский и даже не Кулиджанов.

    Хотя сам по себе фильм вовсе недурен, разве что длинней на полчаса, чем нужно, а оттого выглядит затянутым и таки наскучивает. Понимаете ли, читатель, дело, кажется, в том, что сколько бы ни пытались и самые талантливые художники убедить нас в том, что воры и бандиты тоже люди и, стало быть, имеют совесть и испытывают те же чувства, что и, например, поэт Пушкин, разве что высказывают их несколько иными словами, в это поверить не удается. Оно бы просто на слово, может, мы бы еще и поверили, но как только дело доходит до картинки, не говоря уж о реальных высказываниях пахана-братана - нет, не то. Не люди они, а нелюди - правду говорил Шаламов, - и все человеческое им совершенно чуждо. Поэтому-то в чужого крестного дяденьку, в какого-нибудь там Дениру Альпачинова мы еще худо-бедно поверить можем: вот, мол, какие безобразия позволяет буржуазия, а в доморощенного Витю Корлеонова - не-а, ни в какую, играй его хоть Федор Сергеевич, а хоть и сам Сергей Федорович Бондарчуки оба вместе под руководством Ирины Скобцевой. Ну - никак, "не подходит к ордену Насер", и все тут.

    По всей вероятности (я и на секунду не допускаю мысли, что Кичин писал статью по дружбе-любви, а тем более - по заданию), критик увидел проблемы больной совести там, где болело разве что честолюбие, а достоевщину заподозрил в перманентной ментовской истерике, которую с упорством, достойным лучшего применения, демонстрировал битых два часа Алексей Серебряков. Последнему, видать, сильно надоело играть одну и ту же роль в пятидесятый как минимум раз, вот он и изобразил от скуки голядкинский комплекс. На самом же деле...

    А, кстати, что там происходит-то в "Тисках" на самом деле?

    А вот что. Живет себе где-то в провинции такой парень - талантливый, симпатичный, здоровый, целеустремленный. Музыкант, ди-джей, хороший товарищ, замечательный любовник. Живет - не тужит, гужуется со школьными друзьями, занимается любовью с симпатичной девчонкой, на которой собирается жениться. Словом, живет на полную катушку. Как-то раз понадобились ему быстрые деньги, да не столько даже, может, и ему, сколько его друганам - и он согласился разок торгануть дурью, для чего эту дурь пришлось бомбануть - казалось ребятам, плохо она лежала. Вышло, однако, что бомбанули они местного наркобарона и за то попали в его тиски: либо помотать известный срок у него на службе, либо спеть самим себе песню про самый быстрый самолет. Дальше пошла такая игра, в которой выиграть невозможно, даже если ты всерьез приглянулся крестному, настолько, что он покупает под тебя новую дискотеку и планирует выдать за тебя свою сумасшедшую сестру. То, что сестра эта сумасшедшая лишь слегка, дела не меняет - ты-то ведь любишь свою подружку. Во всяком случае, ты так думаешь...

    Ну и как вы думаете, чем может кончиться подобная история, осложненная ко всему тем обстоятельством, что герой приглянулся не только бессовестному и не менее чем его сестра, бешеному наркобарону по кличке Вернер в исполнении Федора Бондарчука, но и совсем уж бескровельному алкашу из ментуры Дудайтису в исполнении Алексея Серебрякова, причем последнему, похоже, даже сильней?

    Нет, по законам голливудского кино (а гангстерская драма - это чисто голливудский жанр) главный герой должен остаться жить. Он и остается. И чем-то странно похожий на пикаро, под легкий музончик не без озорного любопытства посматривает вокруг на все то немногое, что, кроме него самого, осталось в кадре. Осталось же, как и должно было быть, немного. Впрочем, если честно, немного и было, несмотря на уверения Валерия Кичина. По большому счету - ни преступления, ни наказания, ни тем более Родиона и Порфирия, ни даже мафии толком - одни мелкобандюганские разборки да дискотечный грохот. Сыграли все нормально, но не более чем в очередной раз самих себя или ранее отработанный материал. Дебют паренька по имени Максим Матвеев неплох, но сравнивать его с Малькольмом Макдауэллом в кубриковском "Заводном апельсине" - это, господин Кичин, как-то даже непрофессионально для столь умного критика. Уж простите.

    И честно говоря, я как-то не понял, отчего любимая девчонка ушла от своего оступившегося ди-джея? По типу-то она как раз наоборот - должна была прельститься сладкой жизнью. Может, просто сочла, что сама по себе быстрей преуспеет и рванула с своехо Ростову в белокаменную, чтоб успеть в кончаловский "Глянец"?
     Выводы? А они еще нужны? Ну, сами посмотрите, посмотреть-то оно, конечно, можно. А вот пересматривать, как тех же "Крестного отца" или "Преступление и наказание" - вряд ли. Нечего там пересматривать: все содержание в фабулу и укладывается.

Фильм «ТИСКИ»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие