ВРЕМЯ (TIME)

Режиссер, сценарист и продюсер Ким Ки-дук
Оператор Сун Чон-му
Нох Хюн-ву
Актеры: Сон Хён-а, Ха Чун-ву, Пак Чи-ён, Сон Ён-хва и др.
Продолжительность 97 мин.
Жанр: драма
Производство: Корея


Год выпуска: 2006

    Фильмы Ким Ки-дука надо смотреть даже в том случае, если они, как этот, не из лучших у замечательного режиссера. "Время" - так называется картина, рассказывающая о любви и жестокости. Главным образом о жестокости: человеческой - к самому себе и друг к другу, бытия - к человеку, времени - ко всему сущему.
    Девушка, считающая себя некрасивой, отчаянно ревнует своего парня ко всем окружающим. Однажды после ссоры с ним она исчезает и во время полугодового отсутствия до неузнаваемости изменяет свое лицо с помощью пластической хирургии. Как ведет себя парень, любящий ее, можно догадаться. Но вот, встретив старую подругу в новом обличье и не узнав ее, однако вступив с ней в связь, еще более темпераментную, чем прежняя, запутавшись в своих чувствах окончательно, он также исчезает, чтобы, в свою очередь, вернуться через полгода с новым лицом и, понятно, остаться неузнанным истерзавшей себя и его подругой. Иными словами, речь идет о любви, которая заставляет нервного, пресыщенного, неодухотворенного сегодняшнего молодого человека не обрести, а потерять собственное лицо.
     Таков современный человек в современном мегаполисе, где нет места тонким чувствам и размышлениям о бытии. Впрочем, на одном из ближайших островов есть пляж, украшенный великолепными модернистскими эротическими скульптурами. И вот, встречаясь на этом пляже, герои, даже уже утратившие свои настоящие лица, переживают, тем не менее, подлинные чувства. И в конечном счете, именно то, что происходит на пляже с людьми и в людях, и есть - настоящее. Не только для героев картины, но и для зрителей, ибо эстетическое впечатление, получаемое нами от гармонии природной и рукотворной красоты, незабываемо.
    Всё  же прочее - эротические эпизоды и сцены ревности, даже и как бы сама фишка картины - маски, сначала прячущие, потом размывающие, а в конце концов и вовсе смывающие человеческие лица, всё это уже много раз было до Ки-дука.
    Вы возразите: цитатность? Отвечу: Ки-дук всегда поражал какой-то лишь ему одному присущей первозданностью своих картин, хотя, безусловно, немало и цитировал - проблема в данном случае, по-видимому, в продуманности коллажа. Здесь же по-настоящему хороши именно пляжные пейзажи, каких больше нигде не увидишь: эти огромные каменные ладони, как бы укрывающие в своих объятиях маленьких человечков от неумолимого бега времени, от таких ласковых, но и таящих в себе колоссальную разрушительную силу морских волн, вообще - от ужаса бытия. (Этой первозданной силе впечатления не мешает даже то, что поразительные ки-дуковские скульптурные группы, в сущности, тоже цитата - из Марко Феррери, в свою очередь пародировавшего "Прошлым летом в Мариенбаде" Алена Рене.) Остальное пляжным эпизодам решительно проигрывает: и общение героев с хирургом-гуманистом, как бы перешедшим сюда из ранних фильмов Куросавы, и кар-ваевская молодежная стилистика эротических сцен и разборок между любовниками (кстати, и сама вышедшая из осимовской "Империи чувств"), и хичкоковское безумное кружение героини за призраком возлюбленного, и - более доступный широкому зрителю пример - этакая перемена мест слагаемых в духе Джона Ву ("Без лица"), и, конечно, игра в прятки с мирозданием при помощи маски-фотопортрета, отсылающая нас уже не к кинематографу, а к романам Кобо Абэ "Человек-ящик" и "Сожженное лицо".
    Вообще говоря, смотря эту картину, чаще всего я вспоминал раннего Кроненберга и - скучал. По крайней мере, в первой половине фильма. Отчего так? Повторю уже сказанное: скорее всего, от непродуманности коллажа. Основные мысли Ки-Дука, конечно, доходят и срабатывают: перед вечностью все мы - ничто, как ничто и самые прекрасные наши творения - взгляните только на эти титанические каменные ладони любви, уже скрывающиеся в полосе самого обычного прилива; в погоне за счастьем не утрать своего существа; человек должен и может любить только собирая себя, а не растрачивая... И так далее. Но чтобы дождаться этих мыслей, надо преодолеть долгую полосу прилива скуки. Ведь самое скучное в искусстве - банальные разборки людей, которым, в сущности, не о чем друг с другом говорить, не говоря уж о том, чтобы поразить мир "лица необщим выраженьем". Поневоле вздохнешь не только о предшествующем шедевре "Весна, лето, осень, зима... и снова весна", но даже и о жестокой красоте "Острова". Впрочем, на наши критические охи и вздохи Ким Ки-дук уже ответил - собственным мощным "Вздохом".

Фильм «ВРЕМЯ (TIME)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие