Режиссер Сергей Бодров-старший
Сценаристы: Сергей Бодров-старший, Ариф Алиев
Операторы: Рогир Стофферс, Сергей Трофимов
Продюсеры: Сергей Бодров-старший, Сергей Сельянов
Актеры: Таданобу Асано, Хулан Чулуун, Сунь Хонлей, Амаду Мамадаков, Алия и др.
Продолжительность 120 мин.
Жанр: экзотико-приключенческая мелодрама
Производство: Россия - Германия - Казахстан
Соскучилось, видать, человечество по Чингисханам да Александрам с Наполеонами
- коли судить по обилию книжек да киношек на тему. Пока что все это, так сказать,
романтические радости - соответственные же и фигуры подбираются. А есть ведь еще,
как многие помнят, и другие Сталины-Гитлеры. Да. Но пока - романтика. Только не надо думать, что все эти книжки пишутся и фильмы снимаются для покаянного
осмысления прошлого - ошибок, так сказать, и утрат, или хоть в эмоциональном плане
"так жить
нельзя". Никакого осмысления личности и судьбы этого
восточного, вероятно, вполне необходимого варварской его эпохе и, очевидно,
вполне безжалостного завоевателя нет ни в недавней часовой документалке от ВВС,
ни в совсем свежем японском боевике-байопике режиссера Синъитиро Савая, ни - тем
более - в сильно, на мой взгляд, переоцененной кинокритиками экзотико-приключенческой
мелодраме Сергея Бодрова. Но если в первом случае мы имеем полуигровой учебный
фильм среднего метража, простодушно перечисляющий и красиво подмалевывающий все,
что сколько-нибудь достоверно известно о немытом средневековом завоевателе полумира;
во втором - многомиллионный голливудский боевик с поправкой на школу Куросавы;
в третьем же, отечественном, случае - перед нами, скорее всего, кинопоэма, лично
мне отчего-то напомнившая экзотику раннего Лермонтова. Хотя у того горные вершины
да аулы, а тут - степь да степь кругом, разве что юрты изредка...
Поэмы, впрочем, разные бывают - например, лирические и эпические. Бодровский
"Монгол" - поэма, несомненно, лирическая, поскольку пока (в первой половине первого
фильма) речь идет о детстве-отрочестве будущего героя, оно, известное нам едва
ли не исключительно по народным преданиям, подается резкими, быстро обрывающимися
и не слишком связанными друг с другом штрихами - как бы отдельными лирическими
фрагментами. Когда же житейский период, так сказать,
розовоперстой Эос сменяется юностью мятежной и требует уже, пожалуй, не лирики,
а чего-то покрепче в полтавском штофе - "Монгол" из области лирического высказывания
уходит вовсе. Нет, вы ошибаетесь, - не в героический эпос, как можно и должно
было подумать, а в историко-авантюрный жанр. Или, чтоб было понятнее, - из какого-нибудь
пятистопно-демонического "Измаил-Бея" прямиком в "Графа Монте-Кристо". А разве
не так? Бодровский Темучжин и сражения одно за другим красиво проигрывает, и суженую
свою у врага отбивает-выкрадывает, и за решеткой в темнице сырой сидит, пока бородой
до колен не обрастает почище самого Карлы - хоть того, что Пушкин выдумал, а хоть
и другого - того самого, вполне настоящего на наши головы, что послужил прототипом
акунинского упыря.
Но шутки шутками, а что ж на самом-то деле? А на самом деле, похоже, и не
думал Сергей Бодров-старший объяснять нам да и себе самому феномен Чингисхана.
По принципу, видать, если поэзию надо объяснять, то не надо объяснять, потому
что она тогда не поэзия. (Во что лично я совершенно не верю, потому что считаю:
объяснять
можно что угодно, если вообще, конечно, есть, что объяснять.)
В данном же конкретном случае исторически достоверного материала, увы, действительно,
маловато. А полухудожественные додумки современных историков, например, эту, экранизировать - скучно, да и зачем?.. А коли подумать зело - кто или что может
завоевать полмира? Впрямь, только мифологический персонаж или демократия по американскому
образцу. И если про демократию кино снимать Голливуд уже по самое не могу сто
лет старается, так что кому другому туда лезть - себе дороже обойдется, то вот
стишки про нее всерьез и надолго складывал, пожалуй, один только ее родитель -
древнегреческий, говорят, мудрец Солон. То есть я думаю, отчего бы и господину
Бодрову-старшему не попробовать? Все-таки вторым бы был, ведь с мифами-то куда
сложнее: сочиняешь себе что-нибудь в полной уверенности: миф, ну на худой конец
- легенда, а критики обхохочутся: сказка! Даже и еще смешнее: фэнтези...
Короче говоря - перед нами заявка на кинематографический миф, согласно которому
истинный герой и величайший политик и завоеватель в истории не только Востока,
но едва ли не человечества вообще может получиться только из неудачника-гуманиста
с раскосыми и, того, жадными глазами, сильно пострадавшего в молодости от окружающего
со всех сторон зверства, имя которому поднебесная, подлунная или как-нибудь там
еще в том же романтическом роде, а на самом деле - собственная и соседская жадность,
да всеобщая нищета. Этот неудачник-гуманист должен, конечно, быть голубых кровей
- ну там, сын герцога какого-нибудь тьмутараканского, но до поры не знать об этом,
или сомневаться, или, во всяком случае, никому в том не признаваться,
затем он должен уметь разговаривать с животными, как все тьмутараканские бастарды
непременно умеют, причем надежней всего - с волками, потом - слушаться мать, а
после нее - жену, но на практике поступать не только в соответствии с их мудрыми
советами, а в решительные моменты непременно по-своему, то есть ошибочно, чтобы
пострадать, пострадать, пострадать... Ибо одно только страдание и спасет душу
человеческую (без души - какой же завоеватель, а тем паче - национальный герой),
или хоть разбудит ее, подобно тому, как одна только красота и способна спасти
мир, добрый вечер, Федор Михайлович!
Фильм «МОНГОЛ»
Год выпуска: 2007
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие