Уроки стихосложения для самых маленьких

Нулин Е.Н.

Год издания: 1997

Занятие четвёртое: "Про песни и басни, или Что такое жанр?"


Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...


Они гласят во все концы:
Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!


Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..


Так писал о весне Федор Иванович Тютчев, писал излюбленным размером русских поэтов XIX века. Ну-ка, вопрос на засыпку: каким? В самом деле, дорогие мои друзья, весна наконец пришла, а вместе с ней пришло время сливаться в единый поток и весёлым ручейкам наших виртуальных уроков о русском стихосложении.

Уроков было совсем немного, а русская поэзия необычайно богата именами и стилями, размерами и рифмами, самыми разными жанрами.

Вот о жанрах мы теперь и поговорим. Во-первых, что же это такое - жанр?

В переводе с французского, жанр (genre) означает "род", или "вид", то есть определённый вид литературных (и, конечно, не только литературных) произведений, принадлежащих к одному роду, к одной схеме построения текста. Таких родов и видов - жанров - вместе и много, и мало. Мало - потому что, в сущности, любой текст, любую книгу по ряду основных признаков можно отнести к одному из трёх главных жанров: ЭПИЧЕСКОМУ, ЛИРИЧЕСКОМУ ИЛИ ДРАМАТИЧЕСКОМУ.

С драматическим жанром, кажется, всё понятно. Драматический - от слова ДРАМА, то есть текст, написанный для исполнения актёрами в театре (кино). Какие бывают пьесы? Печальная трагедия, весёлая комедия, серьёзная драма, чувствительная мелодрама, опять же весёлый, с песнями, шутками и прибаутками водевиль (мюзикл). До XVIII - XIX вв. театр был преимущественно поэтическим, то есть актеры на сцене говорили стихами.

С лирическим жанром тоже достаточно ясно. Лира - это древнегреческий щипковый музыкальный инструмент (такая маленькая арфа), под аккомпанемент которого в незапамятные времена поэты Античного мира исполняли собственные сочинения, точно так, как позднее русские сочинители пели свои былины под гусли. Следовательно, лирика - это небольшие стихотворения, или малая проза, где основным содержанием является описание чувственного переживание автором (героем) радостей или горестей жизни. Лирика в любой культуре начинается с народной песни. Развиваясь и усложняясь, она порождает множество форм, но в основе её всегда остаётся песня, даже тогда, когда стихи сочиняются исключительно для чтения глазами. Почему так? Потому что если душа читателя не поёт в ответ (в унисон) поэту, значит...

Итак, лирика, лирические жанры. Что это, кроме песни или небольшого стихотворения, такого, например, каким открылся этот наш разговор, или пушкинского "Я вас любил..."? Это и басня, и ода, и баллада, и элегия, и послание, и эклога... Что такое элегия или эклога? Мы поговорим о них чуть позднее.

Третий род (жанр) литературных произведений - эпический. Название жанра произошло от греческого слова ЭПОС, что значит - повествование, рассказ, история. Первоначально это были большие песни (сказания, поэмы) о богах и героях, песни, в которых каждый народ воссоздавал свою историю, одновременно создавая собственный литературный язык. К таким песням относятся древневавилонская клинописная поэма "О всё видавшем" ("Гильгамеш"), древнеиндийские сказания "Махабхарата" и "Рамаяна", древнегреческие поэмы, приписываемые слепому аэду (поэту, сказителю) Гомеру, "Илиада" и "Одиссея", древнеевропейские тексты: ирландские саги, скандинавский эпос "Эдда", французская героическая поэма "Песнь о Роланде", англо-саксонская поэма "Беовульф", германский эпос "Песнь о Нибелунгах", финская поэма "Калевала", древнерусские былины и поэма "Слово о полку Игореве", киргизский эпос "Манас" и т.д. Все эти тексты, в том числе и приписываемые какому-либу конкретному лицу, на самом деле являются произведениями НАРОДНЫМИ, долгие века бытовавшими в виде устных песен и записанные (а значит, и литературно обработанные) сравнительно поздно. А что это значит - народные? Это значит, друзья, что одного автора (или даже нескольких) у таких произведений нет. В течение долгих веков их сочинял народ.

Вообще настоящий эпос - это именно народные песни и сказания. Они не только никем конкретно не подписаны, но ещё того более - в самих текстах почти никогда не встречается авторский комментарий к описываемым событиям. И хорошее, и плохое, и весёлое и страшное хорошо и плохо, весело и страшно в них как бы само по себе, в принципе, а вовсе не потому что сочинителю плохо или хорошо, нравится или не нравится что-либо из происходящего.

Со временем к созданию собственно литературных, то есть сразу написанных для чтения, эпических поэм приступили профессиональные поэты. И здесь эмоции автора уже не скрываются, хотя он, автор, или вообще не выставляет на титуле книги собственного имени, или прячется за псевдонимом. К таким сказаниям можно отнести знаменитую поэму "Витязь в тигровой шкуре" грузинского поэта XII века Шота Руставели, или книгу поэм шотландского автора XVIII века Джеймса Макферсона "Песни Оссиана", являющуюся одной из первых классических мистификаций - подделок, в данном случае под народную ирландскую поэзию. Американский поэт XIX в. Генри Лонгфелло по мотивам индейских сказаний создал свою знаменитую "Песнь о Гайавате", которую все вы, наверное, хорошо знаете по замечательному русскому переводу, выполненному Иваном Алексеевичем Буниным. В какой-то степени к авторским эпическим поэмам можно отнести и "Кому на Руси жить хорошо", написанную во второй половине XIX века Николаем Алексеевичем Некрасовым.

В широком смысле к эпосу относятся не только поэтические, но и прозаические произведения, такие как, например, роман-эпопея Льва Николаевича Толстого "Война и мир". А если это так, значит, к эпическому жанру (роду) можно отнести и вообще крупные авторские поэтические и прозаические произведения, написанные в жанрах романа, повести, сказки, рассказа, поэмы. К эпическому жанру, но не к эпосу, поскольку, как мы установили уже, эпос - за некоторыми исключениями - жанр народного устного творчества.

Я понимаю: трудно все это сразу запомнить, трудно во всем сразу разобраться. Не беда - разберётесь со временем. Пока же нужно только запомнить, что ЖАНР - понятие многозначное. И сказка - жанр, и роман - жанр, и эпос - жанр, и лирика, и драма. Но и басня - тоже жанр, и, например, стихотворное послание другу. Отличие в том, что под жанрами понимаются как большие ВИДЫ (РОДЫ), к которым относятся литературные произведения, так и меньшие группы текстов, сочинённых по особым правилам (формам). Эпических произведений (если учесть, что к эпосу относятся и собственно древние героические сказания, и современные романы, повести и даже рассказы) очень много, романов - сравнительно с эпическом жанром вообще - меньше, а стихотворных посланий к другу в сравнении с романами и эпосом как родом литературы - ещё меньше.

Основная тема наших с вами уроков - русское стихосложение. Так зачем же, спросите вы, доктор Нулин целый час говорил о романах, или о зарубежных поэмах? О романах - согласен - для общего развития, а с зарубежной поэзией всё не так просто. Дело в том, друзья, что зарубежную поэзию мы ведь большей частью знаем в русских переводах. А художественный перевод, и прежде всего перевод поэтический - обязательно представляет прежде всего того, кто его осуществляет. То есть русского поэта и, соответственно, русский язык. Значит, и относится к русскому стихосложению. Совсем недаром замечательный поэт и переводчик Василий Андреевич Жуковский говорил: "Переводчик в прозе раб, а в поэзии - соперник".

Русские стихи, равно как размеры, сами правила сочинения стихов, образовались в долгом процессе соединения основ народной песни и зарубежной (прежде всего западной: греческой, латинской, французской) литературы. Последней более всего наша поэзия обязана в области метра и жанрового разнообразия.

О главных размерах мы говорили на наших занятиях ранее. Сегодня я рассказал вам о том, что такое жанр вообще. Следующее, заключительное, занятие мы посвятим основным поэтическим жанрам, а дальше - выбор за вами. Тот, кто пишет, не может не читать; тот, кто читает, не может не изучать. Читая, например, Пушкина, нельзя не обращаться к исследованиям Владимира Владимировича Набокова, Юрия Михайловича Лотмана, Юрия Николаевича Чумакова. А вчитываясь в их работы, нельзя не обратиться к исследованиям их предшественников и современников: Андрея Белого (псевдоним, под которым в конце XIX - первой трети ХХ века писал поэт, романист, мыслитель, один из основоположников научного исследования русского стиха Борис Николаевич Бугаев), Владислава Фелициановича Ходасевича, Юрия Николаевича Тынянова, Михаила Леоновича Гаспарова, Сергея Сергеевича Аверинцева...

А сегодняшнее наше занятие на этом закончим, пора и на улицу. А там - весна, солнце, ручьи, птичий гомон. Вот вам на дорожку одно из самых лучших русских стихотворений о весне. Его написал в 1854 году Аполлон Николаевич Майков. Вслушайтесь в торжествующий, праздничный, как бы колокольный размер стихотворения. Кстати, какой?

Весна! Выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.


Мне в душу повеяло жизнью и волей;
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

  1. Занятие первое: чем отличаются стихи от прозы
  2. Занятие второе: дело усложняется - оказывается, в русской поэзии есть не только двусложные размеры
  3. Занятие третье: "Палка - селёдка, или Что такое рифма?"
  4. Занятие четвёртое: "Про песни и басни, или Что такое жанр?"
  5. Занятие пятое, заключительное: "Все жанры хороши, кроме скучного, или Интересно ли жить без Пушкина?"

«Уроки стихосложения для самых маленьких»
Год издания: 1997