ВО ВЛАСТИ ЖЕНЩИНЫ (TATT AV KYINNEN)

Режиссер Петер Нэсс
Сценаристы: Йохан Бокаес, Петер Нэсс (по роману Эрленда Лу)
Оператор Мариус Йохансен Хансен
Композитор Аслак Харберт
Продюсер Агнес Ле Понт
Актеры: Тронд Фауса Аурвааг, Луиз Антуан, Петер Стормаре, Анна Гутормсгаард, Херник Местад и др.
Продолжительность 90 мин.
Жанр: комедия
Производство: Норвегия, 2007


Год выпуска: 2007

    Нечасто, признаться, видим мы современное скандинавское кино, тем более норвежское. Как, впрочем, нечасто и читаем мы современную скандинавскую литературу. Впрочем, есть писатели, которым везет. Так, в сущности, повезло Эрленду Лу, мало чем выделяющемуся из общего ряда романистов, пишущих о молодежи и для молодежи (не забудем - ныне молодежью принято считать людей до сорока, то есть на старый лад как комсомольцев, так и вполне себе отцов семейств), именно повезло, ведь все эти его штучки, вроде "Наивно. Супер", ну, мягко скажу, отнюдь не шедевры. Чем-то, однако, они потрафляют той самой молодежи. Видите ли, читатель, я не то чтобы склонен браниться, нет, но, на мой вкус, в сравнении, скажем, с Уэльбеком, непритязательные, хотя и очень даже неглупые книжки Лу явно проигрывают. 
    Однако речь не о книжке, но о ее экранизации. Попробуем же и говорить только о фильме, тем более, что режиссер, кажется, попал в интонацию писателя. Итак, живет себе такой норвежец - служащий лет, скажем, тридцати, в общем, молодой. Живет - не тужит, да и кто в небедной Европе ныне тужит?.. Ходит то на службу, то в бассейн, резвится там в голубой водичке, как дельфин, встречается  с друзьями-товарищами - солидными господами с пузиками, в трусиках и купальных шапочках, ну что еще, да ничего, в общем, живет, служит, жениться не собирается, а влюбиться, желательно так, чтоб без серьезных последствий, как все мы, не прочь. Ну а ежели чего-то хочется, так непременно это что-то и произойдет. Не совсем, конечно, чтоб без последствий - на то она и карма.
    Кармой оказывается страшноватая рыжая бабенка с приданым в виде совсем уж страшенного желтого комода, хваткая, как тысяча чертей, столь же непостоянная и самоуверенная. И не то чтоб герой наш, встретив ее, испытал что-то вроде удара молнии. Нет, он не влюбился. Он и вообще на такое не способен, понимаете ли? За последние годы я и сам встречал таких молодых людей, и не так уж редко. Верите ли, им все равно: можно влюбиться, а можно и не влюбляться; можно жениться, но лучше не надо; можно сходить на работу, а если можно, то можно и не сходить. В кино можно сходить, а можно и не ходить. Книжку можно почитать, но скучно... Можно напиться, но, говорят, что вредно, так что я лучше не по водке, а по пиву, и что ж что мать говорит, мол, мое пузо уже больше отцовского... Понимаете, о чем я?
    Вот такому славному и совершенно никчемному парню встречается фурия. Зачем он ей нужен и надолго ли? Последнее зависит от обстоятельств (вы же не думаете, что молния, промахнувшись по нему, попала в нее - в таких вообще никогда никакие молнии не попадают, она сама молния), а первое... Так, выбора ж нет, друзья мои: если уж у нас такие вот славные ребята не редкость, то у них-то, похоже, других и вообще нет. Достаточно посмотреть на пузатых обитателей бассейна. Да-с.
    Фурия въезжает в его квартиру, устанавливает в красном углу комод и с помощью активного секса доводит нашего негероического героя до полного расслабления, то бишь даже до матримониальных намерений, не осуществляющихся только потому, что сама она замуж вовсе не собирается. Ну вот, они путешествуют, то бишь гуляют по городу, посещают квартиру его родителей, встречают Новый год, ссорятся, расстаются, снова сходятся, причем парень явно страдает во время ее отсутствия - тюфяк, как сказал бы по его поводу какой-нибудь второстепенный беллетрист XIX века, например, Алексей Феофилактович Писемский. Стоит, право же, посмотреть на эти страдания в голубой воде бассейна или в предбаннике, где громадный пузатый Стормаре лелеет нашего паренька на коленях, - упаси Бог - ничего двусмысленного! - как мать Мария снятого с креста Спасителя, словом микеланджелова Пиета во всей чистоте постомодернистской пародии. Стоит посмотреть и на последующий вояж нашей парочки во Францию, где встречают они в заброшенном замке современных Филемона и Бавкиду, как две капли воды похожих на них самих, с той лишь разницей, что Филемон изображает из себя хозяина положения, на что нынешние, увы, даже и  не замахиваются. А вы как хотели: всякая эмансипация в этом мире завершается матриархатом. Короче говоря, назад к природе, прав был Руссо, хотя и сильно ошибался, и привирал.
    А потом она его бросает, увлекшись господином, который залетает даже туда, куда не залетают орлы. А под конец, естественно, она к нему возвращается, только вот он, впервые не послушав совета бассейновой богоматери в исполнении здоровяка Стормаре, сваливает в Париж, где, может быть, еще ждет его милая девушка из тех, которых давно не бывает, новая бишь Бавкида.
    Все это, разумеется, лишь для того, чтобы более-менее приемлемо для представительниц прекрасного пола, забредших в кинотеатр, чтоб без помех довязать новую шапочку внучке, завершить обыкновенную историю наших дней.
    Господи мой Боже, зеленоглазый мой, вот ведь намучается бедная парижанка, если свяжется с этим во всех смыслах никакущенским норвежцем. А с другой стороны, что у них, в Париже, есть иные? 
    А у нас есть? В эпоху тотального-то постмодерна, диктующего отсутствие всякого диктата, каких бы то ни было идеалов, основ, опор бытия? Можно посмотреть, но можно и не смотреть, надо бы подумать, но, в общем, не обязательно. Можно встать, исполняя национальный гимн и заплакать, прижав стяг к сердцу, но можно и не вставать, тем более что слова никак не выучиваются. Ну и ладно, рыжая постоит, а я пока пивко открою.
    А поиски национальной идеи тут вовсе ни при чем - фильмец-то опять же норвежский. Умненький такой, хоть вроде и простоватый. И злой, не в пример тюфяку-герою, если в чем-то и нуждающемуся всерьез, так разве что в няньке. Посмотрите - не ровён час, и вам тоже встретится когда-нибудь рыжая...

Фильм «ВО ВЛАСТИ ЖЕНЩИНЫ (TATT AV KYINNEN)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие