ЖИЗНЬ ДРУГИХ (DAS LEBEN DER ANDEREN)

Режиссер и сценарист Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Оператор Хаген Богдански
Композитор Габриель Яред
Продюсеры: Квирин Берг, Макс Видеман
Актеры: Ульрих Моэ, Себастьян Кош, Мартина Гедек, Ульрих Тукур, Томас Тиме, Ханс-Уве Бауэр и др.
Продолжительность 137 мин.
Жанр: драма
Производство: Германия, 2006


Год выпуска: 2006

    Прав, прав, тысячу раз прав был вождь мирового пролетариата, когда, схопивши лысую голову в мокрые от слез руки, сомневался: нужна ли рабочим, а особливо партийцам «Аппассионата» немецкого композитора Бетховена. Ведь расслабляет, чертова перечница, так не лучше ли ее запретить, а самого композитора того… Жаль, что нельзя его сослать на философском пароходе в Соловки, поскольку он уж лет сто как переселился в места еще более отдаленные…
    Ведь посмотрите, товарищи, что делается. В 1984 году, блин, в восточном Берлине, за самой что ни на есть тщательно охраняемой, как мой мавзолей, каменной стеной, ни одна литературная и театральная то ж сволочь не верит больше в победившие коммунистические идеалы. Даже последний могиканин Драйман-драмодел, и тот не верит, хоть и пишет то, что от него требуют. Даже местные чекисты – сотрудники «Штази» не верят, а что уж тогда говорить о министрах, разъезжающих в роскошных лимузинах с актрисулями на коленях!..
    А вы, читатель, верите? Верите в то, что в 1984 году, за пять лет до падения стены, в растленном обществе победившего социализма, руководимого летаргическими старцами, в ГДР, с ее страусиноногими Фридрихштадтпаласами, в самом сердце социалистической родины, то есть в «Штази», мог сохраниться такой раритет, как агент Вислер – лысый, одинокий, волоокий и, того, беззаветно преданный делу Маркса – Ленина – Сталина – Мао – Кастро – Хонеккера и иже с ними?
    Не верите – и ошибаетесь. То есть, правильно, конечно, не верите, но все-таки ошибаетесь, потому что молодой режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк и немолодой актер Ульрих Мюэ говорят иное. И расслабляют, как та «Аппассионата».
    Никто, однако, и не думает запрещать Флориана Хенкеля вкупе с Ульрихом, а напротив, все кому не лень награждают их фильм разными там Оскарами. Да за что ж награждать?! – мог бы возопить вождь мирового пролетариата, если бы лет уж почти сто как не переселился в места, откуда ничего земного не видать.
    За что награждать? – спросим себя и мы. За то ли, что молодой фон Доннерсмарк, презрев тупые комиксы и еще более тупые молодежные комедии, обратился к вещам серьезным, а немолодой Мюэ насколько возможно правдиво изобразил психологическую драму слепца, прозревшего на старости лет и поступившегося самым главным принципом всякого службиста: чёрта ль мне до Бога с его заветами, коли в аду живу?
    За то ли награждать, что «Жизнь других» сделана с оглядкой на классическое европейское кино, прежде всего на «Мефисто» Иштвана Сабо и эстетику Фассбиндера?
За то ли, что навевает нам эта лента «золотой сон», рассказывает сказку про вещи вполне серьезные, но, увы, незнакомые уже большинству из тех, кто ходит сегодня в кино?
    А ведь именно сказку рассказывает нам с вами этот фон - Доннерсмарк, форменную сказку. Вот возьмите тот же «Мефисто» - экранизацию романа Клауса Манна, осуществленную Иштваном Сабо 29 лет назад. Там талантливый актер продает душу дьяволу – нацистскому режиму ради карьеры. Было такое? Было. Есть. И всегда будет. Здесь же лупоглазый карьерист сам себя относит в ломбард, потому что несколько суток неотрывно прослушивал звуки личной жизни талантливого драматурга и его любовницы – примы драмтеатра. И удивился на середине пятого десятка тому, что жизнь, оказывается, может быть и не такой, какой он ее себе представлял, и люди могут быть другими, даже в социалистической стране, где все, по классическому определению, приятно смуглявые. И, удивившись, стал покрывать подслушиваемого, стал обелять его перед собственным начальством, во что бы то ни стало – вот нечего ему, начальству, больше делать! – желающим вывести последнего литературного слугу режима на чистую воду. Впрочем, без шерше ля фам тут, разумеется, не обошлось. Дело в том, что прима эта, перед тем, как залезть в постель к драматургу, была любовницей – хорошо, пусть и без особого желания, но жить-то надо! – министра культуры. И теперь этот министр рвет и мечет, заставляя бедных чекистов с утра до ночи выводить сочинителя на чистую воду. И не дай вам бог, чтоб сухим вышел!
    Бывает такое? Может такое быть в 1984 году, когда даже в СССР каждый уже понимает, а не понимает, так чувствует: береги свою плиту, а то она ща как подзорвется! Что уж говорит о европах!..
    Сказка, стало быть. Героиню вынуждают сделаться стукачкой, вследствие чего, сдав своего любовника-писателя, она бросается под поезд, нет, пардон, под грузовик, но с тем же результатом. Писателя, спасенного влюбившимся в идею свободы чекистом, оставляют в покое, после чего, дождавшись эпохи реабилитаций, он идет в архив, досконально разбирается в своем многотомном деле, что, между прочим, означает – в одиночку за пару дней разгадывает все загадки и тайны спецслужб, и пишет роман, посвящая его своему таинственному спасителю.
    Последний же, навсегда сосланный всемогущим ведомством перлюстрировать почту за 120 дойч-рублей в месяц, натурально, проходя с тачкой писем мимо книжного магазина, видит на витрине книгу, ему посвященную, приобретает ее с нежной улыбкой на исхудавшем лице и…
    ENDE.
    Так о чем же кино-то заваленного тысячей и одним призом молодого режиссера? И – хорошее ли кино «Жизнь других»?
    На второй вопрос отвечаю: хорошее. Уже хотя бы потому, что говорит о серьезных вещах. Пусть даже и на примере невероятной истории. Что же до первого вопроса, думаю, что фильм Доннерсмарка про раскаявшегося чекиста - на самом деле попытка, и в художественном плане недурная, пересказать на новый лад библейскую притчу об апостоле Павле, преобразившемся в одночасье после того, как по пути в Дамаск донесся до него с небес глас Божий: «За что ты гонишь Меня, Савл!»
    Увы, никто теперь в Него не верит, никто не верил в Него и в 1984 году, как, впрочем, и две тысячи лет назад. Иначе ведь не нужны были бы подобные покаяния, рассчитанные на тех, для кого отнюдь не библейские времена 30-летней давности – столь же былинные. Но я-то их помню. И потому, с интересом смотря этот очень профессионально сделанный золотой сон, ни на одну секунду за все два часа пятнадцать минут, что длилось сновидение, не забывал: сплю. И во время этого сновидения, как рефрен, звучали в голове моей, не позволяя забыться окончательно, строки Высоцкого, из конца 70-х: «Меня зовут к себе большие люди, чтоб я им пел "Охоту на волков"». 
    И впрямь, читатель, «какие, к черту, волки» - за пять-то лет до падения Берлинской стены?!.
    А посмотреть рекомендую: не одним же «Адреналином» живу быть…

Фильм «ЖИЗНЬ ДРУГИХ (DAS LEBEN DER ANDEREN)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие