АППАЛУЗА, ВИКИНГИ... А КРАБАТ ПРОТИВ!.. (Мартовский обзор)

АППАЛУЗА (APPALOOSA, США, 2008, 115 мин., вестерн по роману Роберта Паркера; режиссер Эд Харрис, в главных ролях: Эд Харрис, Вигго Мортенсен, Рене Зеллвегер, Джереми Айронс, Лэнс Хенриксен)
ВИКИНГИ (OUTLANDER, Германия - США, 2008, 115 мин., фантастический боевик; режиссер Хауард Маккейн, в главных ролях: Джеймс Кэвизел, София Майлс, Джек Хьюстон, Джон Херт, Рон Перлман)
КРАБАТ - УЧЕНИК КОЛДУНА (KRABAT, Германия, 2008, 115 мин., сказка по книге Отфрида Пройслера; режиссер Марко Кройцпайнтнер, в главных ролях: Дэвид Кросс, Дэниель Брюль, Кристиан Редль, Роберт Штадлобер, Паула Каленберг)


Год выпуска: 2008

    В заштопанный самим Господом городишко Аппалузу, где толстые буржуа безуспешно пытаются справиться с бандой посредственно стреляющих налетчиков из близлежащих деревень, руководимых тощим пожилым господинчиком с интеллигентскими замашками (Айронс), приезжают лысый, но в шляпе Эд Харрис в роли этакого Лимонадного Джо - Соколиного Глаза (он же - Вёрджилл Коул) на пенсии и его неразлучный, но отнюдь не голубой спутник Вигго Мортенсен в роли Глаза Орлиного по прозвищу Эверетт Хитч. Эти двое искатели приключений являются в Аппалузу навести порядок, и толстые обыватели городка, заштопанного Господом белой ниткой, их, естественно, нанимают: стреляй не хочу! Следом за пыльной парой гнедых в Аппалузу является еще одна искательница то ли приключений,  то ли мужиков, что, в общем-то, одно и то же, - некрасивая, но пикантная дамочка (сказать барышня - язык не поворачивается) Рене Зеллвегер по кличке Эллисон Френч: бери кто захочет! Через полфильма сюда же нагрянет еще тройка головорезов и старинных знакомцев Коула, возглавляемая совсем уж одряхлевшим Хенриксеном (Боже мой, неужели это он очаровывал нас когда-то в камероновских "Чужих"?!.), - ща как дам больно!..
    Ну и вот, суровый лысый Коул впервые в жизни на 65 году влюбляется в эту профурсетку, некрасивую, как уже было сказано, но из тех, от которых, что называется, разит запахом женщины (а других представительниц слабого пола я что-то в этой самой Аппалузе и вообще не заметил - то ли их извели там как класс, то ли "гениальная" Рене так мне глаза застила). Коул, говорю, влюбляется, строит дом для совместного проживания не с Хитчем, а с Френч, само собой, под музычку Зеллвегер попивает кофеек с бренди, совершенно не замечая, что его Френч пытается закрутить параллельный роман с тем же Хитчем. Арагорн, однако, не таков, чтоб предавать друга - это мы давно знаем про Мортенсена. И когда у Френч с Хитчем ничего не выходит, он, человек малограмотный и даже Библию не читавший, решает молчать, чтобы не расстраивать друга; она же, похоже, Библию читала, но невнимательно. Короче говоря, в отличие от того фараонова чиновника, что отправил прекрасного Иосифа в тюрягу, Коул поверил товарищу и... не разлюбил неверную.
    Впрочем, это все лирика. Типа же боевик в следующем. Когда Коулу с Хитчем надоели проделки Брэгга (Айронс), а может, потому что дом для семейной жизни первого был уже совсем готов, они, прямо по Высоцкому, "утречком ранненьким" поскакали в горы и взяли тощего Брэгга тепленьким непосредственно в скворечнике типа сортир "Ме" (натурально, за отсутствием каких-либо "Жо", царящим среди кустов в гордом одиночестве). Взяли, подержали в клетке, повздорили с Брэгговыми подручными, желавшими, ясен пень, свово атамана выручать, и повезли болезного на паровозе в большой город, чтоб его там осудили и повесили. Посередь дороги бандиты, возглавляемые престарелым Хенриксеном, взявшимся выручить Брэгга, конечно же, не за просто так, догнали паровоз и показали Коулу верховой куль, обмотанный веревками, то бишь евонный Френч: мол, коли не отдашь нам Брэгга, твоя мордастенькая станет жертвой наших низменных инстинктов. Натурально, коллективных, а ты как хотел?..
    Читатель, если ты думаешь, что Френч испугалась стать жертвой низменных инстинктов спаянного мужского коллектива, или что Коул с Хитчем, аки Чингачгук с Большим Змеем, не отобьют ее взад, или что вдругорядь пойманного и доставленного в большой город заморыша Брэгга, косящего под интеллигента, там осудят да еще и повесят, то ты глубоко, принципиально и безвозвратно ошибаешься.
    Впрочем, посмотри сам, фильм не вовсе дурен, только скучноват, предсказуем и в плане драматургии совершенно не проработан. Ну не режиссер Эд Харрис, никак нет, а вот лицедействует старательно. Мортенсен тоже, и Айронс, и даже ужасающе одряхлевший Хенриксен, больше похожий на Рурка после трехмесячного загула, чем на самого себя. Только все они, на мой вкус, смотрятся хуже, чем Зеллвегер, в сущности-то, повторяющей, конечно, саму себя в "Дневнике Бриджет Джонс", но то ли и впрямь она талантлива, то ли тут вот именно что запах женщины, доносящийся из Аппалузы аж до нашей Сибири... Короче говоря, ребята, я этого самого Коула понимаю. 

    ***

    Вз-з-з-з-з-з-з - плюх! В чистейшее озеро, воды которого еще долго не испортят отходы развитой цивилизации, упал космический корабль. Спустя пару минут на поверхность всплыли инопланетяне - некий безымянный мертвый, а также вполне себе живой Джимми Кэвизел. Для последнего роль инопланетянина, замечу в скобках, уже основательно обкатана - вспомним его и Гибсоновы "Страсти Христовы". Дело было вечером, а поутру выживший подался в близлежащие леса - оголодал, видать. Бродил недолго, через пять минут экранного времени проезжий (!) викинг обезоружил его, повязал и приволок в селение.
    А там, во-первых, умный старый вождь, во-вторых, смазливая вождева дочка, в-третьих, культ силы, на которую, как известно, ум действует с особой неотразимостью. Если сперва выживет, конечно. А да, еще  в-четвертых - тот самый наездник, что полонил инопланетянина, симпатичный такой блондин, претендующий на роль наследника старого вождя во всех смыслах.
    Ну, что, роман-с, правда, без иксов... Но и не без приятности, читатель. Дело в том, что в затонувшем корабле, кроме живого и мертвого инопланетян, находились еще чужие. Те самые практически, разве что без соплей, которых не доистребили Скотт, Кэмерон и прочие продолжатели их славных дел. Чужие, стало быть, скоро проголодались не меньше, чем наш инопланетянин, и пошла потеха брани, в коей те, кто мешал большой и чистой любви героя Джимми Кэвизела к дочке вождя, один за другим попадают в прожорливую пасть монстра из фотошопа, сами же Джимми (в редкие свободные минуты печально рефлексирующий по поводу утраченной родины, жены и малых деток) и дочка вождя, натурально, зализав ссадины, красиво соединяются на вершине утеса, поросшего диким мохом, под шум водопада, с того утеса низвергающегося в чистейшее озеро, воды которого еще долго не испортят отходы развитой цивилизации. Ну так, "Викинги" же...
    Какие викинги? Какие инопланетяне?.. Какие вообще проблемы? Язык? Общий, разговорный английский. Биологическая несовместимость? А что это такое?!. Кавалерия? А кто сказал, что викинги предпочитали лодки? Альтернативные историки вовсе так не думают, и вообще Древняя Греция, согласно новым представлениям о летосчислении, была в XVIII веке. Ну и так далее. А что вам не нравится-то? Мудрый вождь есть? Есть! Смазливая девчонка на выданье имеется? Имеется! Белокурый соперник, вовремя понимающий, что перед такой большой и чистой любовью всякий кузнец должен отойти в сторону, наличествует? Само собой. Чего же еще требовать от кино, в котором угрохали столько народу, причем самыми невообразимыми способами?!
    В общем-то бодренько так все сделано, любители оживших комиксов не соскучатся: вз-з-з-з - плюх! Ах, трах, бах, тарарах, р-ры-ы-ы, хр-р-р! - И тишина: наши победили!..

    ***

    Бродит-бродит по Европе призрак чернокнижника. То пешком, а то и стаей черных воронов пролетит над полями да над рощами, сожженными очередной войной. Столетней или тридцатилетней - без разницы. Во всяком случае, для авторов картины про Крабата. Там и войны-то никакой нет. Там есть одна мельница, один двор при ней, одна хибара, в которой живут, как в интернате, 12 разновозрастных парней и колдун-наставник, и одна деревня, куда двое-трое молодцов из этой чертовой дюжины изредка заходят - на девок поглазеть.
    Всё. Еще в этом двухчасовом, очень темном по цветовой гамме фильме, 12 из 13-ти оборачиваются черными воронами, летят на полями и весями, возвращаются назад и, помотав башками, оборачиваются обратно людьми. Кроме того, эти 12 время от времени выясняют отношения между собой и несколько раз - с тринадцатым, после чего одного из дюжины остальным приходится хоронить, а затем подыскивать на дорогах разоренной войной Германии новичка-бродяжку. Ну, чтоб их опять стало 12.
    Так, собственно, находят, в начале картины главного героя, которому предстоит всех покорить, объединить, влюбить в себя деревенскую девчонку и под конец победить тринадцатого - черного мага, которому вся эта воронья кодла нужна для того, чтоб мельница крутилась непрестанно, перемалывая в муку человеческие скелеты. Каким образом он сам зависит от этого беспрерывного перемалывания, сценарий умалчивает, разве что крутящаяся мельница не дает магу окончательно одряхлеть и помереть.
    Короче говоря, перед нами мрачное фэнтези, между прочим, сделанное из волшебной сказки, считающейся лучшей у известного немецкого писателя Отфрида Пройслера, автора популярнейшей "Маленькой ведьмы" и многих других славных детских книжек. Истины ради, следует, правда, сказать, что к финалу мрачное фэнтези оборачивается, подобно тому, как герои превращаются в воронов, до боли знакомой сказкой про Марью-искусницу, а сам финал разочаровывает пуще голливудских хэппи-эндов.
    Конечно, некий светлый смысл в фильме отыскать можно. Ну, про то, что каждый человек должен слушать собственное сердце (при этом почему-то не слушая того, что говорит ему собственный ум), каковое обязано любить и обязательно кого-нибудь полюбит, и  эта любовь (а также дружба с окружающими) - единственное, что в состоянии разбить чары, напускаемые на светлую жизнь черным колдовством вечной ночи.
    Вот честное слово, думается мне, что камня на камне от лучшей книжки Пройслера в этой проголливудской поделке, слишком скучной для детей и слишком примитивной для взрослых, не осталось. Гораздо лучше, читатель мой, открыть книжку или, если уж ты так не любишь читать, отыскать старый (1977 года) чехословацко-германский мультик с тем же названием - там, по крайней мере, никто не косит под "Гарри Поттера" (было бы подо что косить!), а по-честному рассказывается сказка Пройслера. Хорошего, между прочим, писателя, в отличие от Поттеровой мамы Роулинг.
    В заключение хочу сказать, читатель, что не призываю тебя принципиально не смотреть пересказанные здесь фильмы - они не хуже средней продукции, выходящей на наши экраны в последние годы. Их основная общая беда - непродуманный сценарий. Каждый из этих фильмов вполне мог бы стать хорошим зрелищем, если бы события, предлагаемые в них, подчинялись элементарной художественной логике и если бы хронометраж не зашкаливал за полтора часа. 
    Лучше прочих, пожалуй, "Викинги", поскольку решен этот фильм достаточно динамично; в "Аппалузе" хороши лишь актерские работы; "Крабат" же показался мне потенциально наиболее значительным, но, увы, всего лишь полуфабрикатом.
    Смотреть или не смотреть - дело ваше, а мое предупредить: эти шесть часов можно потратить и с большей пользой и с большим удовольствием.

Фильм «АППАЛУЗА, ВИКИНГИ... А КРАБАТ ПРОТИВ!.. (Мартовский обзор)»
Год выпуска: 2008

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие