Главная     Лики книг     Электронная книга     Киновзгляд     Гостевая  

Главная

О сайте

Сотрудничество

Ссылки

Иллюстрации

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru



Dleex.com Rating



КИНОВЗГЛЯД

ВЕНЕРА (VENUS)

Режиссер Роджер Мичелл
Сценарист Ханиф Куриши
Оператор Хэрис Замбарлукос
Композиторы: Дэвид Арнольд, Коринн Бэйли Рэй
Продюсер Кевин Лоудер
Актеры: Питер О` Тул, Лесли Филлипс, Филип Фокс, Джоди Уиттакер, Ванесса Редгрейв, Кэтрин Брэдшоу, Ричард Гриффитс и др.
Продолжительность 95 мин.
Жанр: драма
Производство: Великобритания


Год выпуска: 2006

    Глубокая, тонкая психологическая драма, порой возвышающаяся до трагедии благодаря блистательному Питеру О` Тулу, сыгравшему в этом фильме одну из лучших своих ролей, отчего-то именуется в выходных данных комедией. Любопытно, кому-то и впрямь было смешно следить за тем, как человек любит, страдает и умирает, самою смертью своей пробуждая к жизни душу того, кого он любил? Если так, тогда легко объясняется и отсутствие картины в нашем прокате. Итак, "Венера" - не комедия, не эротика и тем более не комикс, посему любители клубничных развлечений могут не утруждаться, разыскивая пиратские копии в сетевых нетях. Тем же, кто ищет в кино не развлечения, а пищи для сердца и ума, настоятельно рекомендую отыскать и посмотреть эту картину.
    "Венера" Роджера Мичелла - короткая история о самой нелепой ситуации, подстерегающей нас на склоне лет, новелла о любви старика к девочке. В этой-то нелепости, вероятно, и заключено оправдание комического жанра картины. Тем не менее улыбка если и возникнет иной раз на ваших лицах во время просмотра фильма, она будет печальной.
    Доживают свой век два старых друга-актера - Пат и Паташон, лечат разнообразные болячки, порой подрабатывают на съемках телесериалов, пьют в ближайшем кабачке виски и очень не хотят уходить, ибо, несмотря на все свои хвори, еще довольно крепки и жизнелюбивы. Паташон, однако, без посторонней помощи с бытом уже не справляется и потому соглашается принять помощь своей юной племянницы, которая поселяется вместе с ним. Увы, вопреки народной мудрости представители поколений дедов и внуков общего языка найти не могут, ссорятся и все чаще прикладываются к бутылке. Пат пытается помочь им договориться, уговорить девушку быть снисходительнее к Паташону, вообще старается понять внутренний мир представительницы "племени младого, незнакомого" и ввести ее в мир собственных интересов. Два одиночества - старое и молодое - тянутся друг к другу, сближаются, между ними возникает хрупкое чувство обреченной любви. Девушка из предместья вежеством не отличается, но не глупа и горда. Она, конечно, скоро понимает, что старик Пат ей симпатичен, понимает и то, что он влюблен в нее. Но...
    Пат ухаживает красиво и немножко смешно, поскольку и сам понимает, что девушке все это дико. В общем-то, все это дико и для него самого, ведь что там ни говори, а счастье вопреки полувековой разнице в возрасте, бывает только в романах, точнее только в одном "Докторе Паскале" Золя. К тому же наш Пат вовсе не олигарх, способный покупать красоток, да и не нужны ему красотки, и совсем не красотка эта девочка Джесси, которую подбросила ему судьба на самом склоне лет. Вопрос: подарок ли для старика такая любовь или, по существу, яд небыстрого действия?
    Не берусь ответить однозначно, но чем дальше, тем больше герой О` Тула воспринимает ее как подарок, старательно пряча от себя двойственную правду. Нет, ничего в этом фильме не будет, никаких страстей и лобзаний и никакой постели. Впрочем, вру, постель будет - Джесси приведет в дом старика молодого любовника и попросит Пата погулять пару часов. И он уйдет в свою предпоследнюю прогулку, и вернется раньше срока, потому что поймет: та, которую он любит, оскорбила его не потому, что любит другого...
    Вообще, этот фильм пересказать легко, но его невозможно объяснить. Он весь держится на актерах, вкладывающих в каждый поступок своих персонажей такую многозначительность, такую гамму психологических оттенков, что для объяснения каждого эпизода потребовалась бы отдельная статья.
    Да, конечно, с самого начала "комедии" ясно, что страсть героя губительна для него. Впрочем, страсть ли? Любит он по-настоящему, но 80 лет - не время для страстей: слишком мало сил и слишком много опыта. Жизнь уходит пропорционально растущему чувству: чем оно глубже, тем больше жизни вытесняет из героя. 
    Предугадываемый зрителем и ожидаемый действующими лицами итог закономерен и все-таки для героини неожидан, ибо та, которую так сильно, так смешно, так красиво и так смертельно любили, осознает, что именно она потеряла, как и должно быть, только после того, как разговорчивый старик умолкает навеки, еще успев побродить босиком по набегающим на берег холодным волнам зимнего моря, присесть рядом с возлюбленной, улыбнуться ей и сказать последнее "спасибо". 
    Вот и все. Как в хорошей поэзии: сказанное в коротких 14 строчках, поразившее нас мощью первого впечатления, далее предстоит много раз перечитывать и осмыслять, ибо истинная поэзия - айсберг, до поры скрывающий несопоставимо больше, чем открывающий даже восхищенному взору. 
    Знаете, почему говорят: "Детям до 16"? Вот и я о том. Смешно, конечно, сказать: "Детям до 60", но по сути - так оно и есть: не носящие трагикомический груз старости за плечами услышат в лебединой песне героя "Венеры" и великого английского актера Питера О` Тула, в два счета, кстати, переигравшего Джека Николсона ("Пока не сыграл в ящик"), пожалуй что, один лишь скверный анекдот.
    Подвожу итог, наговорив немало, но не сказав и тысячной доли того, что в картине есть. "Венера", на мой вкус, не просто один из лучших фильмов нового века, а в каком-то смысле и оправдание всего кинематографа, забывшего о живой человеческой душе и погрязшего в болоте бессмысленного и безнадежного оживления комиксов и прочих веселых картинок для пожизненных тинейджеров.

 

Фильм «ВЕНЕРА (VENUS)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие

Виктор Распопин