КАТЫНЬ (KATYN)

Режиссер Анджей Вайда
Сценаристы: Анджей Айда, Владислав Пасиковский, Пржемыслав Новаковский (по повести Анджея Мулярчука "Post Mortem"
Оператор Павел Эделман
Музыка Кшиштоф Пенедерецкий
Продюсер Михал Квичинский
Актеры: Артур Змиевский, Майя Осташевская, Анджей Хыра, Данута Стенка, Ян Энглерт, Магдалена Челеская, Агнешка Глинская, Павел Малажинский, Майя Комаровская, Станислава Целинская, Сергей Гармаш, Олег Савкин и др.
Продолжительность 112 мин.
Жанр: историческая драма
Производство: Польша


Год выпуска: 2007

    Начну с вопроса к обозревателю портала "Правда.Ру" Андрею Щербакову. Если бы у вас выстрелом в затылок убили отца, сбросили его к другим сотням убитых товарищей и зарыли посредством бульдозера, а вы сами выросли и научились бы в жизни хоть чему-нибудь, кроме как, исходя от продажной ярости поддельного патриотизма, брызгать по сторонам ядовитой слюной, - неужели вы не попытались бы почтить память давшего вам жизнь, используя весь свой талант и всю свою боль? И неужели, получив наконец такую возможность, вы не назвали бы публично имена убийц?
    Впрочем, великий польский кинорежиссер Анджей Вайда, приступая на девятом десятке лет к работе над фильмом о Катынской трагедии, я полагаю, прекрасно понимал, какой шквал ярости и справа и слева на него обрушится. Ярость вместо благодарности - таков важнейший урок истории, который должен назубок выучить каждый большой художник, хочет он того или нет.
    Но главное в том, что в самом-то фильме Вайды никакой ярости нет. Есть боль - за народ, за себя, за свою мать, продолжавшую ждать возвращения любимого человека даже тогда, когда она наверняка узнала, где, когда и кем был убит ее муж.  И есть стыд: за страну и за себя - большого художника, который должен был, но не смел рассказать об этой трагедии раньше.
    А вы бы посмели, господин обозреватель из "Правды.Ру"? А на что вы вообще осмелились в своей жизни и в своей стране, где давным-давно не осталось ничего святого, где даже об Отечественной войне, погубившей десятки миллионов, теперь рассказывают неизменно в духе приключений Рэмбо? И не кто-нибудь - белоруссы рассказывают, по которым та война прокатилась, может быть, самым тяжким катком. Я тут, в качестве отступления, не смог промолчать про отупляюще лживый и бездарный фильм "В июне 41-го", с самовлюбленным и ни что не способным Безруковым в каждом кадре. 
    У Вайды в "Катыни" нет не то что главного - вообще героя. Точнее, герой - каждый, кто выжил в молотилке истории, не поправ в самом себе Бога. Еще точнее - героя нет, но есть героини - польские женщины, как и русские, вынесшие на своих плечах нацию через весь этот ужас, имя которому ХХ век.
    Главный символ картины - четки, снятые с руки расстрелянного в затылок польского офицера и возвращенные спустя годы его вдове. И вся картина - четки коротких эпизодов, где каждая бусинка - слеза памяти по безвинно убиенным, по собственному бессилию, по растленному гитлерами-сталиными народу, у которого страшное прошлое, нет настоящего и почти угасла надежда на будущее. По польскому народу. По русскому народу. И, может быть, по человечеству вообще.
    По человечеству, бредущему по дорогам еще вчера родной страны, которая завтра будет разделена между соседями - на годы и десятилетия, на поколения. По народу, сваливаемому бульдозерами в ров. По соседям, по братьям, ставшим, чтобы выжить, стукачами, непримиримыми врагами. По истории, обратившейся в гражданскую войну. "Человек - это звучит гордо"...
    Мы, конечно, можем продолжать утверждать, господа из "Правды.Ру", что старик Вайда снял свое кино на американские деньги Качиньских, мы можем до бесконечности щеголять друг перед другом старыми обидами, начиная аж с XVII века, мы можем превозносить мастера за его антинаполеонизм и поносить за антисталинизм, но нельзя же, в конце концов, имея глаза, не увидеть, как жестоко расправился художник сам с собой за былые мелкие предательства в эпизоде с гибелью абитуриента школы искусств. И этот эпизод, как и стартовый эпизод массового исхода с оккупируемых земель, может быть, куда страшнее, чем даже финальная картина катынской мясорубки, поданная с холодным бесстрастием журналистского репортажа.
    Анджей Вайда никогда не любил сентиментов, и ни одна из его социальных трагедий (а он, в сущности, снимает только социальные трагедии, даже если экранизирует старые польские комедии в стихах) не отдает мелодраматическим душком. Это, по-видимому, последний настоящий мужчина в мировом кинематографе. Потому его фильмы говорят нам правду о нас самих - безразлично, о поляках ли или о русских. А правда истинная, не заявленная во всеуслышании в заголовке, правда, если она не сделана специально на потребу и на продажу, всегда болезненна и неудобна.
    Я не знаю, надо ли еще говорить о фильме, который уже появился на пиратском видео и точно не появится в России на большом экране - ибо правда, как уже было сказано, болезненна и неудобна, а значит, и неугодна, значит, не соответствует ожиданиям и формату. Его нельзя не посмотреть, как нельзя не прочитать Достоевского и Солженицына - хотим мы их читать или не хотим. 
    Но я обязан предупредить: смотреть "Катынь" - больно. Русскому, может быть, даже больнее, чем поляку. Только вот боль эта совсем, совсем другая, нежели та, с которой каждый Божий день смотришь вокруг.

Фильм «КАТЫНЬ (KATYN)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие