НЕФТЬ (THERE WILL BE BLOOD)

Режиссер и сценарист Пол Томас Андерсон (по роману Эптона Синклера)
Оператор Роберт Элсуит
Композитор Джонни Гринвуд
Продюсеры: Пол Томас Андерсон, Дэниел Лупи, Джоан Селлар
Актеры: Дэниел Дэй-Льюис, Пол Дэйно, Кевин Дж. О`Коннор, Сайэрэн Хайндс и др.
Продолжительность 155 мин.
Жанр: драма
Производство: США

Год выпуска: 2007

    Эпическая история о том, как дело пожирает человека. На редкость сильный голливудский фильм в жанре социально-психологической драмы и явно недостаточно оцененный Киноакадемией, присудившей ему только двух оскаров - за лучшую мужскую роль и за операторскую работу, тогда как надо было бы давать призы еще и за режиссуру, музыку и драматургию. Да и как лучшему фильму года тоже, потому что создание столь художественной и одновременно столь инфернальной симфонии из, по сути, производственной истории, дорогого стоит.
    Сюжет картины типичен для американской литературы начала ХХ века, одним из классиков которой считается Эптон Синклер, автор одноименного романа, перенесенного на экран Полом Томасом Андерсоном. Нищий золотоискатель по имени Дэниел Плейнвью, сильно повредив ногу в самодельной шахте, решает завязать с золотом и заняться прибыльным нефтяным бизнесом, благо о нераскопанном изобилии черного золота сообщает ему встречный молодой человек, житель заштатного селения, затерявшегося в прериях. Прихватив маленького пасынка, старатель добирается до заброшенной деревушки, где и в самом деле находит нефть. Прикупив земли у родственников сообщившего ему о месторождении парня, Плейнвью приступает к добыче, в чем ему на первых порах помогает, или скорее не мешает местный молодой проповедник, рассчитывающий построить и поддерживать свою церковь на нефтедоллары старателя.
    Дальнейшая история рассказывает, по сути, о том, как выжимая из земли кровь, одновременно лишают себя всего человеческого и Плейнвью, и проповедник, покуда не обнажатся их демонические сущности, выжить из которых, разумеется, сумеет только одна.
    В фильме очень мало говорят, больше того - в нем немногое и происходит на внешнем уровне, но несколько кошмарных эпизодов в дантовом духе, безусловно, оправдывают медленное течение протяженного фильма. Впрочем, медленное не значит скучное, ибо гениальная игра Дэй-Льюиса, достойно поддержанная Полом Дэйно, соскучиться внимательному зрителю не позволяет. Шаг за шагом, кадр за кадром актеры на наших глазах высушивают, умерщвляют своих героев, подобно тому, как они сами иссушают, умещвляют землю.
    "Люди гибнут за металл". Воистину так. Даже и те, кто добивается своего, забирая у земли кровь, у окружающих счастье, у соперников жизни. Во имя чего? Ответ, я думаю, следует искать не в кино, во всяком случае, не в "Крестном отце" или в "Гражданине Кейне", с которыми критики сравнивают эту картину, а в книгах того же Синклера, Драйзера или О. Генри, раньше и честнее прочих рассказавших об истинной сути великой американской мечты, об ее иссушенном дьявольском лике, скрываемом под золотыми масками. А если все-таки искать ответ в кино, то лучше, наверное, вспомнить ленты Чаплина и - особенно - Хьюстона, умевших не скрывать подноготную своих героев при всем своем к ним сочувствии. Ибо ведь и Коппола, и Уэллс на самом деле своими-то якобы развенчиваемыми героями-победителями любуются.
    А вот Андерсон и Дэй-Льюис Дэниелом Плейнвью не восхищаются. Эпоха романтизма в прошлом, а демон он ведь не что иное, как нелюдь. В сущности, "Нефть" - вариация на тему "Боливар не выдержит двоих", сформулированную в рассказе О. Генри "Деловые люди". Как там, демон, дабы победить, должен остаться один, так и здесь Плейнвью последовательно уничтожает те немногие человеческие связи, с которыми он пришел к главному делу своей жизни, разрывая с пасынком, убивая единственного друга и соперника. Он - один, так же, как дантовский Люцифер один в самой глубине ада. И если вы думаете, что Люцифер томится от одиночества или хотя бы просто скучает, вы глубоко заблуждаетесь.
    Запомните же хорошенько: эпоха романтизма давно и безвозвратно кончилась. Не садитесь с демонами за стол переговоров. Не верьте в розовую американскую мечту о попрошайничающих принцах и герцогинях, временно подрабатывающих на панелях. Принцы не женятся на проститутках, а Боливар не выдерживает двоих.
    Удивительно во всем этом не то, что в Голливуде встречаются хорошие режиссеры и серьезные академики, даже не то удивительно, что оскара может получить картина, решительно не отвечающая требованиям политкорректности, удивительно, как плодоносно каждый раз оказывается нелукавое обращение к классике, даже к классике не первого ряда, ведь, при всем уважении, Эптон Синклер как художник далеко не О. Генри, не Фолкнер и не Драйзер.
    А вот и из Синклера, оказывается, можно извлечь Дантовы уроки.

Фильм «НЕФТЬ (THERE WILL BE BLOOD)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие