ПРЕЛЕСТНАЯ МАЛЫШКА (ПРЕЛЕСТНОЕ ЛИЧИКО) (PRETTY BABY)

Режиссер и продюсер Луи Малль
Сценаристы Полли Плэтт и Луи Малль
Оператор Свен Нюквист
Композиторы: Джеральд Уэкслер, Скотт Джоплин
Актеры: Брук Шилдс, Кит Кэррадайн, Сьюзен Сарандон, Антонио Фаргас, Фрэнсис Фэй, Мэй Меркер, Гэррит Грэхем, Дайана Скэруид,Барбара Стил, Мэтью Энтон, Сирит Скотт, Шерил Марковиц и др.
Художник Тревор Уильямс
Продолжительность 110 мин.
Жанр: ироническая драма
Производство: США

Год выпуска: 1978

    Режиссер-скандалист, режиссер-провокатор, гений с несложившейся судьбой. Все это так, и все это, в сущности, почти ничего не говорит о Луи Малле, начинавшем одновременно с компанией рассерженных молодых французов "новой волны", но избравшем другой путь. Какой? Это нелегкий вопрос. Проще всего, наверное, было бы сказать, что долгий поиск собственной дороги заставлял художника делать весьма неравноценные вещи. Блистательные работы чередовались в его творчестве с откровенными неудачами, а то и с безвкусицей. А ведь были еще и фильмы, спровоцировавшие обвинения мастера в коллаборационизме.
    Здесь, впрочем, вряд ли есть необходимость давать оценку всему творческому пути режиссера. Для того у нас, надеюсь, еще будет повод, когда мы поговорим об иных картинах Малля. Что же касается "Прелестной малышки" (такой перевод названия кажется мне гораздо более точным, нежели "Прелестное дитя" или тем более "Прелестное личико", ибо, согласитесь, малышкой называют не только ребенка), то это, на мой взгляд, абсолютный шедевр. Может быть, и потому что "Малышка" - первый фильм, снятый Маллем в Голливуде, но скорее все же потому, что по стилистике это абсолютно французская картина, разве что с голливудскими звездами, представляющая собой не что иное, как пародию на набоковскую "Лолиту". Не смешную, правда, пародию, так ведь и в "Лолите" ничего смешного не было.
    В "Прелестной малышке" Малль, разумеется, провоцирует общество запретной детской эротикой, но, кажется, еще больше провоцирует самого себя, делая теплый, чувственный, пристрастный, я бы сказал, фильм, тогда как обычно позиция автора в его работах проявляется более чем сдержанно. Может быть, знатокам это покажется странным, но для меня "Прелестная малышка" рифмуется в творчестве Малля  прежде всего (если не только) с автобиографической картиной "До свидания, дети". И в том, и в другом случае перед нами обездоленное детство, точнее насильственно прерванное, оставшееся неизжитым детство, ведь расти в борделе вряд ли легче, нежели взрослеть под сапогом оккупантов. Однако же прелестные цветы растут и в таких условиях. Иной вопрос - долго ли и что из них вырастает...
    "Прелестная малышка" - история о том, как 12-летняя дочь проститутки, с рождения живущая  в нью-орлеанском начала ХХ века публичном доме, впервые в жизни влюбляется в заезжего фотографа, который, в свою очередь, влюбляется в нее, но одновременно и в красоту ее матери и вообще во всю атмосферу этого "родного дома свиданий", и заживается в нем, подобно тому, как заживались в парижских борделях и кафешантанах, скажем, Дега или Тулуз-Лотрек. А чем вам фотограф не художник?
    Собственно говоря, именно встреча с художником и рождает любовь к молодому человеку с фотокамерой в сердцах матери и дочери, обстановка же дневного полусонного безделья и ночной вседозволенности лишь благоприятствует преждевременному созреванию очаровательной девочки, никогда ничего в своей жизни не видевшей, кроме проституток, их разношерстных клиентов и соответствующей обслуги. Опыт и непосредственность сменяют друг друга на лице героини с калейдоскопической быстротой как до самой, наверное, знаменитой в высоком кино сцены дефлорации, так и - что замечательно - после нее. Больше того, даже выйдя за фотографа замуж, 12-летний ребенок так ребенком и остается до самой финальной сцены фильма, где девочку-женщину насильственно отрывают от мужа и возвращают в детство. Именно тогда обряженная в детское форменное пальтецо прелестная малышка в один миг взрослеет, утрачивая и детство, и очарование, и, можно думать, иллюзии. Иными словами, живя в борделе, она была счастлива, а будучи перемещена в обычную унылую мещанскую среду, радость жизни потеряла. Как, впрочем, и ее красавица-мать, вышедшая замуж за "порядочного человека" из бывших клиентов.
    Вы не согласны с таким решением вопроса? Наверное, и я тоже. Но не согласен - теперь, после того, как утихомирились чувства, вызванные фильмом. А утихомириваются они не скоро. "Прелестная малышка" - шокирующий, но и подлинный гимн женской красоте, гимн богеме, гимн свободе, наконец, гимн торжествующей любви к искусству французских импрессионистов. Можно решительно не принять позиции режиссера, но его искусством невозможно не восхищаться. Ибо, сколь бы ни был уродлив бордель, для тех, кому он дом родной, это - целый мир, в котором находили же и открывали нам красоту Дега и Тулуз-Лотрек. Ибо мир, который этот бордель окружает, в сущности, ничем его не лучше, даже если он "дивный новый мир", ведь любовь и красота, равно как жестокость и уродство, живут везде.
    Шведский, бергмановский, оператор Свен Нюквист - величайший мастер оживления классических полотен. Здесь, кажется, сам воздух (заметим, американский воздух) настоян на картинах Мане и Моне, помимо названных уже Дега и Лотрека. Возможно, лишь в "Шепотах и криках" Бергмана Нюквисту удалось нечто подобное тому, что творит его камера в "Прелестной малышке". Сколь говорящи, как прекрасны и как в то же время уродливы лица обитателей и гостей веселого дома! Как глупы и чувственны, как вызывающи и одновременно же скромны героини и их товарки! А как роскошна и бесстыдна молодая Сьюзан Сарандон, на ту пору любовница Малля и только еще подающая надежды актриса!..
    Но всё меркнет в сравнении с 12-летней Брук Шилдс, о которой сказать, что она гениально играет, значит бесстыдно солгать. Шилдс не играет, она упивается ролью, она живет ей, дышит ею - в каждом эпизоде, вне зависимости от того, что именно предстоит ей в нем делать: терять девственность, скакать на игрушечной лошадке, нянчить младшего братишку или соблазнять будущего мужа. Ей бы сразу после того и в самом деле Лолиту сыграть, а с годами и, например, Катарину из шекспировского "Укрощения строптивой"!.. Не сложилось. Я не знаю, отчего именно не задалась у этой актрисы карьера в кино и кто в том виноват: голливудские продюсеры или она сама, судьба ли не позволила ей встретить другого великого режиссера. Впрочем, с вундеркиндами такое бывает нередко. А жаль, ведь не только же Голливуд, но и все мы могли бы обрести великую киноактрису.
    Но Бог с ней, с судьбой Шилдс, мне лично гораздо интереснее вот что: как удалось Луи Маллю снять и, мало того, выпустить в прокат в Америке такое безудержное кино с совершенным ведь по любым понятиям ребенком в главной роли, если незадолго до того Кубрик на роль Лолиты обязан был приглашать вполне половозрелую красотку, а многие годы спустя, в новой версии "Лолиты", Айронс вынужден был обнимать, причем непременно на глазах ее мамаши, 18-летнюю, совершенно бесчувственную и столь же бездарную дылду, которую в откровенных сценах (коих, добавим, в фильме толком-то и нет) еще и дублерши подменяли. Это что ж, таковы были безудержные семидесятые, или чужаку-французу позволили то, чего низ-зя всем остальным?
    Итак, что же такое "Прелестная малышка" Луи Малля сегодня? Я думаю: абсолютная классика, шедевр, совершенно ничего с годами не утративший, а скорее,  наоборот, приобретший, ведь теперь, когда "смежили очи гении", никому уже и в голову не придет снимать эротику и этические провокации с такой сдержанностью и с таким эстетическим совершенством, той же, в сущности, сдержанностью порожденным.
    Собственно, это эстетическое совершенство, эта "волшебная сила искусства", по-видимому, подавила, нивелировала и саму этическую провокацию, ради которой, быть может, картина и затевалась. В конечном же итоге вместо провокации Луи Малль предложил зрителю серьезное и, как ни покажется это странным, именно высоконравственное, пусть и осуществленное непривычным, парадоксальным образом, размышление о женской сути, о природе любви, ее совершенстве и обреченности в противостоянии, да что в противостоянии - в самом соприкосновении с миром. Ибо ведь что есть любовь? Мечта!.. А что есть мир? Победоносная война с мечтой.
    Когда и какая мечта выигрывала войны?

Фильм «ПРЕЛЕСТНАЯ МАЛЫШКА (ПРЕЛЕСТНОЕ ЛИЧИКО) (PRETTY BABY)»
Год выпуска: 1978

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие