Режиссер Андрес Пуустусмаа
Пушкин писал: "...весь мир для нас чужбина / Отечество нам
Царское Село"), именно этим он и хорош. И не одним только этим. Еще он хорош
самой по себе, то есть взятой в отдельности от населяющих ее персонажей царскосельской
натурой, очевидной любовью авторов к русской культуре, не вовсе бестактным вмешательством
в мемуарные первоисточники (тут, правда, не без некоторых "но", о чем ниже), весьма
симпатичной работой молодых актеров в ролях лицеистов и прямо великолепным исполнением
Богданом Ступкой и Алексеем Гуськовым ролей директоров Лицея. Кроме них, отмечу
еще, пожалуй, Федора Бондарчука и Юрия Ицкова, отыгравших свои эпизоды как по
нотам. Увы, не могу того же сказать о замечательном обычно Сергее Гармаше - больно
уж неправдоподобное существо пришлось ему здесь изображать.
Вообще говоря, рекламные заявления о том, что "1814" - триллер, снятый по
мотивам событий, имевших место в
реальности, кажутся полной липой. Может, конечно, и резал девок в 1814 году
царскосельский душитель, только если бы это имело хоть какое-то отношение к Лицею,
мы бы о том знали раньше. Тем более не мог в начале XIX века этот убивец быть
выходцем из солдат, читай - из богобоязненных крепостных крестьян, ибо для того,
чтобы стать Потрошителем, надобно сперва либо убить Бога в себе, либо, наоборот,
самому возомнить себя Богом - читай "Преступление и наказание" Достоевского. Так
то Достоевский и "укушенные образованием" разночинцы, а тут солдат из крепостных,
мечтающий накопить на коровёнку и привезти ее в деревню матери, покуда старая
еще жива. И такой человек станет грабить женщин, вспарывая им глотки костяным
турецким ножом? Не смешите меня, до такого даже Фандорин бы не додумался!..
Оттого, конечно же, и вообще вся эта история с потрошителем смотрится, как
говорят, не пришей кобыле хвост, и кончается как-то вскользь, и никакого воздействия
на
лицеистов, занятых влюбленностями, стихами, стычками с педелями и ожиданием скорейшей
виктории Александра Благословенного над корсиканским чудовищем, не оказывает.
Даже на Большого Жанно (Ивана Пущина), по фильму едва не ставшего одной из первых
жертв кровавого убийцы. Не говоря о Пушкине, который вообще такими глупостями,
как криминальные разборки и учение уроков, отродясь не утруждался.
Последнее, между прочим, со всей очевидностью явствует из фильма и, мало
того, подтверждено закадровым текстом во
время финальных титров. Зачем? Наверное, из соображений вящего демократизма и
в подтверждение крамольной, в общем-то, пушкинской мысли, высказанной им в письме
к Вяземскому: "Поэзия, прости Господи, должна быть глуповата". Только нигде у
Пушкина не сказано, что глуповат должен быть и сам поэт. А в фильме Пуустусмаа
Пушкин именно что глуповат, может, потому и требует от друзей прозывать его обезьяной
(меж тем, как истинное лицейское прозвище Пушкина означало на французском что-то
вроде помеси тигра с обезьяной и подчеркивало уж никак не глупость), а если не
глуповат, так недалек, что никоим образом не соответствует действительности. И
все эти "низкие истины", нагроможденные во имя пресловутого демократизма, лично
мне, да и любому, думаю, нормальному человеку, не заменят простой и каждому понятной
правды: из дурака или простеца умнейший человек России и создатель ее литературного
языка не вырастет. Хоть ты тресни, доказывая обратное. Пушкин был отнюдь не глуп,
он был чрезвычайно темпераментен, совершая порой из-за этого темперамента житейские
ошибки. А мы, не обладающие ни таким умом, ни таким талантом, ни таким темпераментом,
мы житейских ошибок не совершаем?..
Отсюда - очень вольное изложение известной истории с лицейской дуэлью Пушкина
и Кюхельбекера (последний
странно красив, изящен, складен, даже едва ли не демоничен, что твой Раевский,
тогда как в реальности был ходячим посмешищем школы), в которой куда больше от
дуэли, изображенной в пушкинской повести "Выстрел", нежели от того, что происходило
в реальности.
На том можно было бы и закончить размышления по поводу фильма Андреса Пуустусмаа
"1814", или "Восемнадцать - четырнадцать" (второй вариант названия объясняется
тем обстоятельством, что старшему из лицеистов в картине 18 лет, а младшему -
14), который по нынешним временам отнюдь не плох, но все же и не более чем неплох.
Я и завершил бы, если бы не вспомнился мне другой фильм на ту же самую тему, с
лицеистами, но без потрошителей. Это - семидесятилетней давности картина "Юность
поэта". Там, конечно, авторы были куда как менее свободны в сочинительстве и пересказывали
воспоминания очевидцев намного ближе к тексту. Но вот ведь не забылся же фильм
1937 года, виденный мною тоже в незапамятные уж времена, встают перед глазами
и мальчишки, игравшие лицеистов, и старик Державин, как орел, встрепенувшийся
среди скучного экзамена, заслышав пушкинский божественный глагол. Было, было старому,
что заслышать...
Фильм «1814 (ВОСЕМНАДЦАТЬ - ЧЕТЫРНАДЦАТЬ)»
Год выпуска: 2007
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие