Я - ЛЕГЕНДА (I AM LEGEND)

Режиссер Фрэнсис Лоуренс
Сценаристы: Марк Протосевич, Акива Голдсман (по одноименному роману Ричарда Мэтсона и сценарию Джона и Джойса Коррингтонов)
Оператор Эндрю Лесни
Композитор Джеймс Ньютон Хауард
Продюсеры: Акива Годсман, Дэвид Хейман, Нил Мориц и др.
Актеры: Уилл Смит, Алиса Брага, Сэлли Ричардсон и др.
Продолжительность 100 мин.
Жанр: мистическая антиутопия
Производство: США

Год выпуска: 2007

    "Я - легенда" Фрэнсиса Лоуренса - это типично голливудская экранизация классической антиутопии в жанре романа ужасов, написанного много десятилетий назад американцем Ричардом Мэтсоном под руководством пионера НФ Генри Каттнера. Впрочем, скорее всего фильм Лоуренса - не столько экранизация романа, сколько ремейк более ранней, 1971 года, голливудской же картины по мотивам этой книги. Говорю предположительно, поскольку старого фильма не видел. Соответственно и сравнивать могу только ленту Лоуренса с романом Мэтсона, которые в принципиальных вещах совершенно различны.
    Итак, о чем роман? О том, как человечество в одночасье погибло от неведомого науке вируса, превращающего людей в нечто среднее между зомби и вампирами, и единственный оставшийся в живых (поскольку именно у него одного на всей планете почему-то оказался иммунитет), простой работяга из заштатного городишки теперь пытается выжить в кромешном аду дневного одиночества и еженощного сопротивления атакам нежити. Собственно говоря, роман Мэтсона - это отнюдь не эстетская история в стокеровском ключе, это скорее история в духе "Любви к жизни" Джека Лондона, переписанная учеником Кафки. Герой борется главным образом с самим собой, с алкоголем, с отчаянием, охватывающим его, когда он вдруг осознает, что он воистину Последний (именно таков, кстати, подзаголовок романа), или когда понимает, что рано или поздно нежить прорвется через все надежные и хитроумно поставленные его рабочими руками заслоны, что ему суждено погибнуть, что ни мира, ни цивилизации, ни даже единственной живой женщины ему более никогда увидеть не суждено. Долгими днями герой отыскивает спящих вампиров и уничтожает их, еще более долгими ночами без особого успеха пытается - простой человек - освоить премудрости академической науки, дабы понять, что же случилось с человечеством и почему он сам не разделил всеобщую судьбу. В конце концов герой погибает, но прежде мир на его глазах вновь переворачивается, ибо, оказывается, не все вампиры - нежить, иные из них, те, что не успели еще стать ходячими мертвецами, сумели организоваться и начали по-новому, на иных принципах возрождать цивилизацию, в которую, однако, наш герой, уничтожавший всех "ночных бабочек" без разбору, вписаться уже не сможет, даже и пытаться не станет, ибо дотла выгорел изнутри, ибо этот будущий дивный новый мир - не его мир.
    Такова книга, а фильм? А фильм о том, как гениальный ученый (Уилл Смит), оставшись в вымершем Нью-Йорке в полном одиночестве (если не считать преданной овчарки, которая, впрочем, скоро погибнет), днем гоняется за пропитанием в виде оленей, скачущих зачем-то вдоль хайвеев по бродвеям, а ночами отчаянно работает над смешиванием собственной крови с кровью отловленных вампиров, дабы, натурально, сделать сыворотку и спасти оставшихся же, подобно свежим рифмам, "где-нибудь в Венецуэле" живых людей. Он верит в это, добрый доктор Ай... Пардон, занесло!..
    Так вот, ни с чем иным нашему доктору бороться не надо, поскольку герои Уилла Смита никогда ни в каких особых излишествах замечены вроде как не были. Зачем же теперь портить отчетность? В последнюю минуту перед гибелью от зубов и когтей численно превосходящего противника доктор Ай, нет, доктор Уи таки находит искомую формулу и успевает передать ее в нежные ручки вовремя подоспевшей симпатичной тётечки с ребенком - засланки из колонии вполне себе нормально выживших и вывезенных доблестной американской армией куда-то в горы.
    Таким образом, из глубоко пессимистической книжки о бренности человеческой цивилизации, бессмысленности бытия и обреченности противостояния человека мирозданию, из всей этой истории, написанной, собственно, ради философских размышлений о том, что человек, если и способен победить Бога, то, пожалуй, лишь того, который сидит внутри самого человека, да и подлинная победа подчас заключается в том, чтобы просто перестать бороться, - из всего этого Голливуд, как и должно было быть, извлек триллерообразный и, что немаловажно, политкорректный (последний герой-то - негр!) боевик о настоящем американском парне, который, как тот цыган из старого анекдота, которого на приеме в КПСС последовательно спрашивали, бросит ли он ради партии пить, курить, воровать лошадей и умыкать чужих жен, пожертвовал своей жизнью ради светлого будущего американской демократии. Между прочим, если кто не знает, цыган из анекдота, ответив утвердительно насчет расставания с вином, табаком, лошадьми и чужими женами, на последний вопрос, готов ли он отдать за партию жизнь, отвечал аналогично: "Бери! На черта мне такая жизнь сдалась!"
    Так, на первый взгляд почти ничего принципиально не изменив (даже женщину подбросив герою именно в качестве подсадной утки), по существу же сценаристы переработали роман самым радикальным образом, всего лишь слегка подкорнав кафкианский пессимизм да выкорчевав подчистую пеньки мэтсоновской трагической иронии. И то: под попкорн ли нам с вами мировая скорбь, а? Ну вот, то-то!
    А Уилл Смит сыграл и впрямь хорошо, пожалуй, даже слишком всерьез для банального боевика. И еще в картине хорош, хоть и нелеп, эпизод с охотой на оленей посреди 42 стрит (может, впрочем, и не сорок второй, но вряд ли это принципиально). Я имею в виду: хорошо снят, так что на мгновение даже оторопь берет от кричащей пустоты экрана, переполненного ненужными предметами мертвой цивилизации.
    Если б так было сделано и все остальное!.. Тогда, однако, это был бы не голливудский боевик, а нечто вроде "Сталкера", а такого кино, как "Сталкер", больше уже не будет никогда, потому что породившая его цивилизация - прав старый писатель Мэтсон! - более не существует.

Фильм «Я - ЛЕГЕНДА (I AM LEGEND)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие