МЕЧТА КАССАНДРЫ (CASSANDRA`S DREAM)

Режиссер и сценарист Вуди Аллен
Оператор Вилмош Жигмонд
Композитор Филип Гласс
Продюсеры: Летти Аронсон, Стивен Тененбаум, Гэрет Уайли
Актеры: Колин Фаррелл, Эван Макгрегор, Хэйл Этвелл, Том Уилкинсон, Салли Хоукинс, Эндрю Хауард и др.
Продолжительность 105 мин.
Жанр: драма
Производство: США - Великобритания

Год выпуска: 2007

    Что бы ни снимал Вуди Аллен и как бы ни снимал - ему всё дозволено: живой классик. С другой стороны, классических картин он сделал не так уж много, и все их сделал много лет назад. Тем не менее деньги для очередных его фильмов-анекдотов, которые он снимает не реже, чем раз в год, а мог бы, наверное, и чаще, всегда находятся, все звезды от мала до велика считают за честь сняться в его картине, а сами эти картины неизменно вызывают у определенной зрительской категории если не живой интерес, то как минимум завышенные ожидания и оживленные переговоры.
    Почему так - Бог весть. По-настоящему хорошего кино Вуди Аллен, повторюсь, не снимал уже много лет, по крайней мере с тех пор, как оставил сугубо еврейскую тематику (этакий местечковый Нью-Йорк с колоритными и нескончаемыми интеллигентскими базарами на кухнях и в спальнях) и занялся психологией американцев вообще, американцев как таковых. Вообще в Америке. А в последних фильмах и в Европе. Что забавно - никакой разницы между вообще американцами в Америке и вообще американцами в Европе в алленовских фильмах решительно не наблюдается. Может, в этом и фишка, только мы о ней и без Аллена догадывались, имея теперь почти Америку с утра до утра на собственных телеэкранах.
    Вуди Аллена часто называли и называют до сих пор американским Чеховым. Отчасти это не вовсе неверно. В сущности, скорее всего сознательно, он проделал схожий творческий путь: от фарса к драме, но, в отличие от Чехова, в раннем творчестве был, без сомнения, сильнее, чем в позднем. Причина, по-моему, совершенно очевидна: анекдот как жанр легко вмещает в себя все вариации комического, но не драматическое и трагическое, Вуди Аллена же, владеющего только этим жанром, анекдотом и, может быть, еще фельетоном, что почти одно и то же, как сказал классик, "лета к суровой прозе клонят". Последнее вполне понятно и вполне естественно, непонятно только, на что еще надеется верный зритель Аллена...
    "Мечта Кассандры" не имеет отношения к древнегреческой героине - это название яхты, которую два брата купили, выиграв на собачьих бегах, с целью, естественно, самой примитивной - поразить воображение симпатичных соседских девчонок. Поразили, покатались, после чего один из них всерьез влюбился в дамочку, явно превосходящую его как интеллектом, так и социальным статусом, а второй, решив, что везти отныне будет всегда, проиграл сильно нехорошим дядям большую сумму, которую не смог покрыть, даже обчистив сейф в папашином ресторанчике. Последнее обстоятельство заставило этих не шибко умных молодых англичан обратиться за помощью к богатому американскому дядюшке, своевременно проступившему на свет Божий среди туманов Альбиона.
    Дядюшка пообещал помочь, но не бескорыстно, поскольку и у него приспели свои трудности, а лишь в том случае, если братцы сделают для него доброе дело: укокошат одного во всех смыслах несимпатичного американца, по счастью сейчас тоже отирающегося в Лондоне. Слегка помаявшись рудиментами совести, крайне неумело, можно даже сказать, бездарно, и оттого, конечно, страшновато, братья дядиного недруга убивают, после чего, заплатив долги, один из них засыпает спокойно, а другой перестает спать вовсе. В общем, "Мечта Кассандры" - это старый и всем известный анекдот про двух придурков - сильного и слабого, равнодушного и чувствительного, как сказал бы герой Достоевского, способного преступить, и не способного, про ребят, которые у любого другого голливудского режиссера вышли бы сухими из воды, а у Вуди Аллена закономерно, хоть по идиотски - собственно, так же, как и убивали, погибают, потому что не в свои сани садиться воистину не следует. И все происходящее бессмысленно, безобразно и, более того, не вызвано действительной необходимостью. Не греческая - американская, и увы, не трагедия, даже не драма - побасенка, а еще точнее - скверный анекдот!
    Я не знаю, что еще сказать о "Мечте Кассандры". Об актерах? Актеры хороши, даже, кажется, избыточно - ну, очень стараются. Ксения Рождественская в своей рецензии тонко и справедливо сыронизировала: стараются, как выпускники театрального училища на дипломном спектакле. Сам по себе фильм вполне профессионален, как вполне же предсказуем и в первой половине скучен, потому что, согласитесь, скучно слушать людей, которым нечего сказать. Но скука - тоже прием, наверное, необходимый Вуди Аллену. Что касается жанра, если все же попытаться его определить в привычных рамках, то это конечно не комедия, хотя и кино про то, как смешно мы живем. Скажем: дракомедия, недотриллер, или, лучше, трикодрама. Отчего не сказать просто драма? Оттого же, отчего Чехов свои пьесы не называл драмами: масштаб персонажей не тот, у Аллена - уж точно. По-видимому, с чеховских времен человечество таки сильно измельчало...
    Забавнее всего, что в последних картинах режиссера и в этой, в частности, персонажи говорят намного меньше, чем в его ранних работах. Конечно, потому что они - американцы вообще, а не интеллигенция нью-йоркской еврейской диаспоры. Но еще, кажется, и потому, что самому Вуди Аллену давно нечего сказать. Или, мягче, Вуди Аллен давно не может сказать о человечестве ничего нового. Да ведь и на самом деле: что о нем скажешь, об американизированном, сытом, до ужаса благополучном человечестве, со счастливой улыбкой идиота на лоснящихся от жира щеках разгуливающем по обеспеченной (даже если и не очень богатой - все равно сытой и благополучной) жизни в коротких штанишках вечного тинейджера?
    Ничего хорошего. Впрочем, не будем расставлять последних точек над i, а подождем очередного фильма Вуди Аллена, мы ведь с вами верные его поклонники, не так ли? А покуда ждем, не перечесть ли нам оригинал? Я имею в виду Антона Павловича Чехова...

Фильм «МЕЧТА КАССАНДРЫ (CASSANDRA`S DREAM)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие