ДРАКУЛА (DRACULA)

Режиссер Джон Бэдэм

Сценарист У.Д. Рихтер (по пьесе Гамильтона Дина и Джона Л. Балдерстона)

Оператор Гилберт Тейлор

Композитор Джон Уильямс

Продюсер Уолтер Мириш

Актеры: Фрэнк Лангелла, Лоренс Оливье, Доналд Плезенс, Кейт Неллиган, Тревор Ив, Йен Френсис и др.

Продолжительность 110 мин.

Жанр: мистико-приключенческая мелодрама
 Производство: США - Великобритания 

Год выпуска: 1979

    Вариация крепкого голливудского профессионала Джона Бэдэма на тему Стокера - Мурнау (см. на нашем сайте рецензии на фильмы "Носферату - симфония ужаса" В.Ф. Мурнау, "Носферату - ужас ночи" В. Херцога, "Дракула Брэма Стокера" Ф.Ф. Копполы и др.) сделана не столько по знаменитому роману, сколько по его театральной инсценировке, возобновленной в 70-е талантливым американским актером Фрэнком Лангеллой и имевшей оглушительный успех на Бродвее. Сама по себе картина Бэдэма и динамична и моментами даже жутковата, отлично по тем временам снята, хорошо смотрится и сегодня, однако вряд ли вносит в заезженную уже и к тому времени тему что-то принципиально новое. За исключением, может быть, того, что древний упырь здесь не всемогущ и ужасающ, а красив, даже сладковат, бесконечно влюбчив и не по-вампирски сентиментален. Этот момент, кажется, до того, как к теме обратился Лангелла, не акцентировался столь однозначно. В какой-то мере такая трактовка образа Дракулы обогащает его, но вместе с тем и травестирует, придает ему вряд ли запланированный авторами комический эффект.
     Разумеется, в пьесе и киносценарии роман Стокера был сильно сокращен и переделан, лишен сексопатологической (некрофильской) мотивации, а вместе с ней и особой пряной атмосферы садистского союза эроса и танатоса, жестоко спародированного в картине Мурнау и, напротив, воспетого Херцогом, а впоследствии отчасти и Копполой.  Короче говоря, Джон Бэдэм снимал приключенческую мелодраму с элементами хоррора. Мелодраму про чувственного и чувствительного вампира, сосущего кровь хорошеньких девушек исключительно по необходимости и, что называется, после того, как... В одном из эпизодов Дракула Лангеллы, объясняясь в любви к главной героине (здесь ее зовут Люси, а не Мина, как в романе, и она - дочь доктора, который в книге был ухажером подруги героини; сама же Мина здесь - дочь Ван Хельсинга, истребителя вампиров), прямо говорит о своей мечте создать (разумеется, с Люси) многочисленную "ночную семью", не уточняя, правда, европейского или восточного образца будет оная ячейка общества. Если воспринять это заявление всерьез, можно увидеть здесь "... заложенное подспудно понимание связи сексуальности и ужаса" и вывести, таким образом, "характерное отличие версии Лангеллы" от прочих прочтений образа, как это делается в "Энциклопедии вампиров" Дж. Гордона Мелтона (Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 185). Мне, однако, то ли того самого "серьеза" при просмотре не хватило, то ли не подействовала на меня сладковатая внешность актера, безусловно, талантливого, способного к полноценному лицедейству, что, в общем, видно и в этом фильме, и в других его работах (например, в гротескной роли главного "злодея" в приключенческом фильме "Остров головорезов").
     Итак, прибывший в Англию на корабле (и съевший по пути весь экипаж) румынский вампир Дракула появляется в доме Люси Сьюард, последовательно влюбляет в себя, как бы сказал Владимир Семенович Высоцкий, "всех женщин и кур", соблазняет и высасывает бедняжек, а затем пытается бежать вместе с полуживой, но насмерть влюбленной в него героиней от преследования по справедливости разгневанных мужчин. Куда? Натурально, в Трансильванию. Зачем? Ну, чтобы создать крепкую "ночную семью" - и кому какое дело, по европейскому или восточному образцу. На чем? Опять же на корабле, где и достает его крюком, кажется, подъемного крана, настырный старик Ван Хельсинг: за ушко да на солнышко! Последнего играет великий английский актер и режиссер, гениальный интерпретатор шекспировских  пьес (см. на нашем сайте рецензии на его фильмы "Гамлет", "Генрих V", "Ричард III") сэр Лоренс Оливье. Зачем? Вероятно, для заработка, поскольку роль такова, что делать мастеру решительно нечего. Он и не делает ничего - с достоинством присутствует, покуда Дракула его не убивает. Чисто голливудская, в общем, история: справедливость, истекая кровью, из последних (однако отнюдь не малых, не смотри что старичок!) сил, уже уходя, вцепляется в глотку несправедливости и уводит ее с собой в небытие. В итоге - прав основоположник соцреализма: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?"
     После всего сказанного вполне закономерно, что "отзывы на фильм были разные". Как бы недоумевая Дж.Г. Мелтон далее сообщает в своей книге: "Некоторые приветствовали его (фильма. – В.Р.) чувственный аспект, в то время как другие смотрели на него как на пустую пародию..." Кто же прав? Вероятно, и те и другие. С одной стороны, вампира-любовника, вампира-ревнивца на экране, действительно, еще не было; с другой - вампир-любовник, вампир-ревнивец - это как минимум смешно (и в каком-то смысле, прав Мелтон, "привносит в роль... новую глубину и новое измерение" (С. 305 цит. изд.), даже если комический эффект достигается вполне случайно, ведь пародирование как таковое вряд ли все же было основной задачей Лангеллы и Бэдэма. Тем не менее именно он у них и задался. И тут же породил многочисленные вариации, продолжения, а то и прямые пародии ("Любовь с первого укуса" и др.).
     Что же выходит? Выходит, что посмотреть сегодня это кино вполне можно (особенно - поклонникам Лангеллы), даже, пожалуй, и не без удовольствия, однако всерьез воспринять - так, как воспринимаются картины Мурнау, Херцога и Копполы - увы, не получится. Ведь он красавчик, наш Дракула, девочки его не за муки полюбили, да и он девочек - не за состраданье к ним... Словом,  укус вампира - укус любви, настоящей, красивой и правильной - в целях создания большой дружной семьи, а некрасивые, отжившие свое старые дядьки зачем-то встают несчастному поперек глотки. Бедный, бедный Дракула!..

Фильм «ДРАКУЛА (DRACULA)»
Год выпуска: 1979

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие