ГРОЗОВЫЕ ВОРОТА

Режиссер Андрей Малюков

 

Сценаристы: Анатолий Усов, Александр Буравский

 

Продюсеры: Анатолий Максимов, Константин Эрнст

 

Актеры: Михаил Пореченков, Виктория Толстоганова, Вячеслав Разбегаев, Анатолий Пашинин, Андрей Краско, Борис Щербаков, Михаил Ефремов, Даниил Страхов, Александр Лойе, Екатерина Климова, Марина Могилевская, Раиса Рязанова и др.

 

Продолжительность 205 мин.

 

Жанр: боевик/военная драма
 Производство: Россия

Год выпуска: 2005

    Призывники Костян и Колян - два паренька (один избалованный, другой работящий, один городской, другой деревенский), два, говорю, бойца, даже внешне напоминающие героев Марка Бернеса и Бориса Андреева - попадают на Северный Кавказ, в обреченную роту. Проходят тяжкую солдатскую школу, приобретают страшный опыт войны, совершают подвиги, погибают... и чудесным образом выживают. Нет, это не римейк классического советского боевика эпохи Великой Отечественной, это скорее новая (и недурная) песня на старый мотив.
     Рота, усиленная немногочисленной группой спецназа и намертво закрывшая перевал "Грозовые ворота", поляжет в этих самых "воротах", как полегла в ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года под Аргуном сотня псковских парней реальной 6-й роты. Тогда против наших ребят был Хаттаб с двумя тысячами боевиков. Так что история эта, в которой есть и подвиги, и неуставные армейские отношения, и личная месть ветеранов боевикам, и самопожертвование, и вечная неразбериха в верхах, и сломанные судьбы, и разбитые семьи, и любовь, пришедшая слишком поздно, и - самое главное - воспитание мужеством, история вполне художественная (а эпизодами и высокохудожественная), но и основанная на реальных событиях, оригинальная и совершенно недвусмысленно отсылающая к "Двум бойцам" Л. Лукова и Евг. Габриловича.
     Телефильм Андрея Малюкова "Грозовые ворота" снимался одновременно с нашумевшей "9 ротой" Федора Бондарчука. Картины, конечно, очень похожи, но отнюдь не идентичны. Сказать, какая из них зрелищней - право, не возьмусь. В этом смысле обе хороши. Учитывая же, что рецензируемая лента сделана для телевидения, причем сделана не в надоевшем до колик комнатном примитиве, она, может быть, выглядит даже предпочтительнее. Уж как боевик, под завязку насыщенный качественными спецэффектами - точно. Помимо спецэффектов и хорошей игры актеров (как молодых, так и снимающихся едва ли не в каждом втором фильме последнего десятилетия), надо отметить внятную драматургию, отчетливо обращенную к конкретному человеку, продуманно выстраивающую судьбы персонажей - наших и бывших врагов, хороших и плохих, счастливых и несчастливых. Одним словом - обычных людей, которым волей-неволей приходится стать героями. На чужой войне, но за свою землю.
     Здесь главное отличие "Грозовых ворот" от "9 роты". Там герои сражаются не за Родину и, следовательно, погибают понапрасну, если не считать, конечно, таких немаловажных вещей, как фронтовое братство и способность на подвиг, то бишь внутренняя сила личности. Здесь - под ногами своя земля и самая своя из всех возможных война - гражданская. А за свою землю, как поется в песне М. Ножкина, "и помереть совсем не страшно".
     Страшно, конечно, но страх страху - рознь. Страх бессмысленный (как продолжение бесцельного и бездарного существования), ужас обреченности ведет в кромешный ад героев "9 роты", после чистилища, в котором они и родились, и проходили в свальных грехах пьянства и распутства обряды инициации. Напротив, герои "Грозовых ворот", рожденные тоже, но не в том же чистилище, чувствуется, не столь зомбированы. В их - пусть, не житейском пути - в их душах брезжит свет. Оттого и гибель солдат и офицеров воспринимается зрителем как подвиг. Подвиг же, какими бы жертвами он ни достигался, всегда оптимистичен. Ибо осуществляется - во имя. Эта осмысленность гибели возвышает и жертвы, и зрителя, ни на секунду не поверившего, конечно же, в голливудский финал картины. Он, финал, скорее кажется не уступкой голливудским стандартам (все плохие и второстепенные хорошие, как написала бы газета "Правда" году эдак в 1925, "попутчики" - убиты, все хорошие красиво стоят над их ухоженными могилами),  даже не последней и закономерной отсылкой к "Двум бойцам", а еще одним подтверждением: не зря, не напрасно...
     Резюмирую. По-моему, самый удачный из всех проектов "первой кнопки", телефильм А. Малюкова "Грозовые ворота" на сегодняшний день является и одним из самых удачных фильмов о войне, снятых в постсоветский период, а потому в чуть сокращенном варианте успешно мог бы демонстрироваться в кинотеатрах. Я бы на такое масштабное и сильное кино пошел, несмотря на то, что видел сериал по телевизору.

Фильм «ГРОЗОВЫЕ ВОРОТА »
Год выпуска: 2005

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие