СТРАННИКИ (THE WANDERERS)

Режиссер Филипп Кауфман

Сценаристы: Роза и Филипп Кауфман (по книге Ричарда Прайса)

Оператор Майкл Чапмен

Продюсер Мартин Рэнсохофф

Актеры: Кен Уол, Джон Фридрих, Карен Аллен, Джим Янгс, Тони Кэлем, Тони Гэниос, Алан Розенберг, Линда Манц, Уильям Эндрюс и др.

Продолжительность 112 мин.

Жанр: гангстерская драма

Производство: США


Год выпуска: 1979

    Обратив внимание на год появления фильма на экране, читатель может удивиться: настолько ли классичны "Странники" крепкого, в общем, но вряд ли выдающегося режиссера Филиппа Кауфмана, чтобы писать рецензию на фильм почти тридцатилетней давности?

    Что ж, пожалуй, да, "Странники" - действительно классика и очень может быть - лучшая работа режиссера. Во всяком случае, это вне всяких сомнений классика жанра, картина, одновременно близкая музыкальной мелодраме "Вестсайдская история" и, с другой стороны, ряду лучших собственно гангстерских лент, таких как "Изгои" Ф.Ф. Копполы или даже "Однажды в Америке" С. Леоне. Собственно, этим объясняется, можно полагать, и интерес к картине "Союз-видео", в 2003 году выпустившего ее на лицензионном DVD.

    По мнению М. Иванова ("Видеогид"), "Странники" - "лучший фильм о бандах". С критиком можно согласиться, уточнив лишь, что это один из лучших фильмов о молодежных бандах, сущность которых во все времена одна и та же, отчего сегодня картина вполне актуальна и для нас, поскольку мы наконец выполнили мечту первого секретаря всех коммунистов и беспартийных Никиты Хрущева и хоть в чем-то догнали, а то и перегнали пресловутую Америку. Итак, банд у нас нынче не меньше, чем у них, теперь еще хотя бы один достойный фильм об этом явлении снять.

    Вернемся, однако, к балету Кауфмана. Я не оговорился - в сущности, это именно балет. Когда (и если) будете смотреть картину, обратите внимание на то, как двигаются герои. Они не ходят, а бегают, они даже и не бегают, а как бы парят над мостовой. Ну вот почти так, как это обычно делают актеры в молодежных театрах, и совсем так, как делали это вполне балетные персонажи "Вестсайдской истории" и ничуть не менее балетные из "Генералов песчаных карьеров", хоть и не была бразильская экранизация романа Жоржи Амаду мюзиклом, в отличие от нью-йоркской версии "Ромео и Джульетты".

    Так вот, о фильме Кауфмана, да... Сюжет там, конечно, вполне ожидаемый, расклад типажей и событий столь же предсказуемый, но не в сюжете и раскладе дело. Дело в том, что знакомые типажи неожиданно быстро и, так сказать, мясисто обрастают характерами, становятся живыми интересными людьми, чьи судьбы уже не могут нас, зрителей, оставить равнодушными. И дело не в одной только превосходной драматургии. В фильме нет, пожалуй, ни одного "проходного" персонажа. Каждый эпизод, не говоря уж о каждой большой роли, сыгран, увы, никому теперь не известными актерами, талантливо и на совесть. Не сыгран даже - прожит. А если это действительно так, тогда каков же должен быть уровень мастерства организатора действа, какой силы вдохновение автора картины - режиссера Филиппа Кауфмана!.. В отличие от актеров, сверкнувших в давних "Странниках" и как-то затерявшихся на голливудском небосклоне, Кауфман в кинематографе, конечно, состоялся - достаточно вспомнить его экранизацию "Невыносимой легкости бытия" нобелевского лауреата Кундеры. Но старт, надо признать, все же был мощнее.

    История нескольких молодых людей, или нескольких десятков молодых людей, или - в эпизоде финальной бойни улица на улицу, двор на двор, Бронкс на Бронкс - нескольких сотен молодых людей вдруг обретает черты глобальной истории Америки... Впрочем, это в конце 70-х или начале 80-х нам могла бы пригрезиться история Америки. Знакомясь со старым фильмом сегодня, мы видим уж не Америку, во всяком случае, далеко не только Америку.

    А что же насчет истории нескольких конкретных молодых людей, их страстей и переживаний, их взросления и становления? Она, эта история, рассказана связно и подробно, как делали кино до того, как оно превратилось в постмодернистский клип-калейдоскоп, сбацанный в фотошопе, она переполнена популярной музыкой 60-х, ибо именно тогда, в начале 60-х - в благословенное, вегетарианское, в сущности, время - происходят события картины. Под девственный еще рок и фолк ребятишки и учатся, и подрабатывают, и целуются и братаются, и теряют невинность и иллюзии, и жестоко мордуют друг друга: азиаты-"ниндзя" скинхедов, скинхеды итальянцев-"странников", "странники" - чернокожих одноклассников - соперников на футбольном поле.

    Финал этой жесткой (несмотря на танцующую походку персонажей и практически непрестанно сменяющие друг друга закадровые мелодии и ритмы зарубежной эстрады), даже и жестокой драмы вроде бы благополучный для главных героев. Но лишь вроде бы, ибо финал истории, по существу, "открытый". Герои повзрослели, перед ними как бы открывается большая жизнь в свободном обществе равных возможностей. Но вот именно что "как бы" - обряд конфирмации или вообще сколько-нибудь доброжелательной инициации заменен финальной битвой стенка на стенку, после которой выжившие каменеют от телевизионного прямого репортажа об убийстве президента Кеннеди, каковое ведь и знаменовало конец той благословенной эпохи, того "золотого сна человечества", в который как бы впало оно, завершив одну из самых грандиозных боен за все время своего существования. А пробудили его именно выстрелы далласские выстрелы в ноябре 1963-го.
     Я думаю, что "Странников" надо посмотреть всем моим читателям. Люди старшего поколения кое-что вспомнят о собственной уходящей жизни, а заодно, вероятно, воскресят некоторые художественные впечатления от полузабытых картин одного со "Странниками" круга. Новые же люди нашей Земли, возможно, с немалым удивлением узнают самих себя и собственные проблемы и печали в живых портретах их отцов и дедов.

Фильм «СТРАННИКИ (THE WANDERERS)»
Год выпуска: 1979

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие