ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ 2: СУНДУК МЕРТВЕЦА (PIRATES OF THE CARIBBEAN 2: DEAD MAN'S CHEST)

Режиссер Гор Вербински
Сценаристы: Тед Эллиотт, Терри Россио, Стюарт Битти, Джей Уолперт 
Оператор Дариуш Вольски 
Композитор Ханс Циммер 
Продюсер Джерри Брукхаймер 
Актеры: Джонни Депп, Орландо Блум, Кира Найтли, Билл Найи, Джонатан Прайс, Наоми Харрис, Джек Дэйвенпорт, Ванесса Бренч, Джеффри Раш и др. 
Продолжительность 145 мин. 
Жанр: приключения 
Производство: США

Год выпуска: 2006

Каюсь, изрядно я затянул с этим откликом, да и фильм посмотрел ровно через полгода после того, как он вышел на экраны. Однако, в отличие от всех, кажется, сетевых критиков, мне сиквел "Пиратов" понравился. Даже, пожалуй, больше, чем "Проклятие черной жемчужины". Дело тут, думаю, в том, что я ничего от него не ждал, кроме типичной для продолжений скуки. А скуки-то как раз и не было. Да, разумеется, "Сундук мертвеца" уступает "Жемчужине" в мелодраматичности, которую критики неизменно называют почему-то живостью и человечностью. Да, провисает роль главной героини (Кира Найтли) - сладкой в первой части трилогии по самое не могу, здесь же, побегав за женихом, ничтоже сумняшеся совершающей аж двойное предательство. Да, конечно, Депп перебирает с гримасничаньем. И - да, Блум ничего не может - но это, в общем, ясно было уже из "Властелина колец".
Однако ругать откровенно трюковый, сделанный исключительно ради спецэффектов и сумасшедшей прибыли (ну, может, еще и с глубинной целью возрождения на большом экране жанра морских приключений) сиквел, ругать его за высосанную из пальца драматургию (коей на самом-то деле тут нет в принципе, а есть лихорадочная фабула, оборванная на самом интересном месте - до заключительной части трилогии), - право, странно. Кому она, драматургия, в данном случае нужна? И так ли уж хороша была она в "Жемчужине"?
Напротив, я думаю, что, пусть и лихорадочная, фабула "Сундука" вышла круче. Судите сами: в первых же кадрах появляется холодный злодей, отстраняет от власти губернатора, смирившегося было на радость зрителю с мезальянсом любимой дочки, и расстраивает свадьбу Элизабет и Уилла, более того, сажает героев за решетку - в наказание за осуществление влюбленными побега капитана Джека. Похоже, новый начальник сам претендует на красотку Элизабет, ну и отправляет ее жениха к черту в зубы, аки Ивана дурака, предлагая бедняге Уиллу простой выбор: или голова с плеч, или пойди туда не знаю куда и добудь мне волшебный компас головореза Джека Воробья. Сей же артефакт, раскрываю вам секрет, то ли дает его обладателю власть над морями-океанами, то ли указывает точное местонахождение затонувших сокровищ. В общем, неважно, главное - найди Джека и отбери у него игрушку...
Ага, так он ее вам и отдал!.. Тем более, что у Воробья большие проблемы: оказывается, тринадцать лет назад он заложил за "Жемчужину" морскому дьяволу - не то Водяному, не то Кощею Бессмертному, здесь - капитану "Летучего Голландца" - собственную душу, и теперь настал черед рассчитываться. Уилл отправляется в сказку ("Сундук мертвеца", право, куда больше сказка, чем собственно приключенческая история, чего стоит одно только бычье сердце до бровей заросшего осьминожьими щупальцами Водяного, мерно отстукивающее века на дне сундука!), вслед за ним сбегает из тюрьмы Элизабет. Их и капитана Джека ожидают веселые ребята - каннибалы, до боли родные братцы-пиратцы со славной "Жемчужины", стивенсонов попугай и обезьяна из "Полосатого рейса", морское чудовище кракен, ломающее корабли, как спичечные домики, команда злых ихтиозавров с "Летучего Голландца", вырывающегося из морских глубин, точно лава из рванувшего Везувия, нечаянная встреча Уилла с собственным отцом в трюме "Голландца", совершенно гоголевские игры с чертями на живу душу, шпажные дуэли на ободе гигантского катящегося колеса, до каких не додумался бы и Сабатини - не то что Дюма, и под занавес - новый квест под предводительством восставшего из небытия капитана Джеффри Раша.
Надо думать, в третьей серии сюжетные концы будут сведены с концами, поживем - увидим, ждать осталось недолго. А ждать, полагаю, есть чего - такой красоты спецэффектов и трюков не было со времен "Властелина колец". Во всяком случае, ни "Кинг Конг", ни "Гарри Поттер" (на мой вкус) "Пиратам" в этом плане не соперники. Да, пожалуй, и не только в этом. "Поттериана" (кинематографическая, во всяком случае) к четвертой части откровенно выдохлась, а с "Кинг Конгом" Джексон здорово перемудрил - два часа из трех, состоящие сплошь из скучных умствований откровенно не способных к лицедейству актеров даже не второго - третьего класса способны свести на нет любые усилия самых лучших специалистов по спецэффектам. Вербински же с командой сценаристов не мудрствовали (ни просто так, ни лукаво) - и победили.
Если вы, мой читатель, почему-либо "Сундук мертвеца" еще не посмотрели, непременно сделайте это. Обещаю вам: скучно не будет все два с половиной часа. А чего еще желать от голливудской жанровой продукции?..

Фильм «ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ 2: СУНДУК МЕРТВЕЦА (PIRATES OF THE CARIBBEAN 2: DEAD MAN'S CHEST)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие