Середина XVIII столетия, Квебек, Новая Франция. Именно так в те времена называлась территория, впоследствии ставшая Канадой. Фильм достаточно наглядно демонстрирует нам, как одряхлевшая монархия "сдает" свою колонию англичанам. Это - важный момент для понимания психологии героев, но отнюдь не главное в картине о любви, верности и предательстве.
Сюжет коротко таков. В роковой для североамериканских французов исторический момент на суровых и прекрасных просторах будущей Канады разворачивается одновременно приключенческая и мелодраматическая история, неизбежно склоняющаяся к трагическому финалу. Молодой траппер, наследник большого состояния, человек мужественный и благородный, находит в бумагах умершего отца документы, свидетельствующие о том, как создаются первоначальные капиталы в полудикой стране вольного предпринимательства, а равно и о том, так сказать, кто нами правит. Затем, огорошенный казнокрадством сильных мира сего и нечистоплотностью своего папаши, герой встречает на квебекском рынке молодую женщину, безуспешно пытающуюся защитить от посягательств наглого гвардейца юную индианку. Франсуа Ле Гарде (так зовут молодого охотника), разумеется, влюбляется в отважную вдову, воспитывающую очаровательную маленькую дочку. Увы, не он один и не он первый. Мари-Лу привлекает внимание, с одной стороны, пожилого влиятельного священника, с другой - интенданта Квебека, а кроме них, еще и приятеля Ле Гарде Майяра, на поверку оказывающегося совершеннейшим пьяницей и подлецом.
Скоро Ле Гарде, решивший поискать правду, вынужден бежать во Францию, где надеется не только спасти свою жизнь, но и родину - как от внутренних грабителей, так и от захватчиков извне. Первое ему удается, второе не в его силах, но главное - за всеми этими хлопотами он, честный и доверчивый человек, упускает свое счастье.
Впрочем, как в той песне, дело, в общем-то, и не в Ле Гарде. Это - женская история,
этот кинороман, чем-то напоминающий сагу Маргарет Митчелл, повествует прежде всего
о судьбе Мари-Лу и ее дочери, несмотря на малолетство, оказавшейся, вероятно,
самым верным другом матери, единственным ее утешителем. Именно она рассказывает
нам эту трагическую мелодраму у постели умирающего священника, чье предательство,
пусть и совершённое из любви, оказалось роковым, именно ее глазами видим мы все
происходящее. Самыми чистыми, честными, самыми святыми глазами. Оттого и фильм
кажется порой слишком ярким, слишком наивным, слишком сентиментальным. А еще слишком
длинным. Но при этом нисколько не скучным. Видимо, перебор на перебор и создает
баланс.
Во всяком случае, я смотрел яркую, размашистую, мощную картину с интересом и
сочувствием от начала до конца, хоть и угадывал иной раз: это - из трапперских
историй Купера, это - из Готорна, это из Генри Джеймса, тот эпизод - из "Алой
буквы", а тот - из "Джен Эйр". Но все это собрано со вкусом и сшито крепко, а
главное - очень хорошо разыграно. И не только такими асами, как Депардьё, Перес
или Жакоб (об острохарактерном, талантливейшем Тиме Роте в очередной раз говорить
не приходится, здесь у него даже не эпизод - промельк). Впервые предстающие перед
нами, по-видимому, канадские актеры Наоми Годан-Виньо (Мари-Лу) и Давид Ла Э (Ле
Гарде) совершенно органичны и в кадре и в контексте всей истории, а первая к тому
же уверенно лицедействует. Но, пожалуй, ярче всех смотрится самая юная актриса,
при всей скупости затрачиваемых ею средств, существующая на экране столь выпукло
и уверенно, что в недалеком будущем можно ждать появление в кинематографе новой
яркой звезды.
Посмотрите кинороман дебютирующего в большом кино режиссера. В фильме есть недостатки (прежде всего, длинноты, которых умели же избегать мастера 60-х, даже рассказывая, например, нескончаемые байки про Анжелику), однако достоинств куда больше: и камера, работающая как кисть большого художника, и гармоничная музыка, и точно просчитанные мизансцены, и выразительные крупные планы, и пейзажи, ненавязчиво отсылающие к британской и ранней американской живописи, и, конечно же, чутье настоящего мастера, в целом позволяющее Жану Бодену воздерживаться как от чрезмерной сентиментальности, так и от излишних авантюр.
По-моему, "Новая Франция" - самое настоящее большое кино.
Фильм «НОВАЯ ФРАНЦИЯ (NOUVELLE-FRANCE)»
Год выпуска: 2005
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие