ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА (TRISTAN + ISOLDE)

Режиссер Кевин Рейнолдс
Сценарист Дин Джорджарис
Оператор Артур Рейнхарт
Композитор Энн Дадли
Продюсеры: Моше Диамант, Лиза Эллзи, Ридли Скотт, Тони Скотт и др.
Актеры: Руфус Сьюэлл, Джеймс Франко, София Майлз, Дэвид О` Хара и др.
Продолжительность 125 мин.
Жанр: костюмный боевик с элементами мелодрамы
Производство: Великобритания - Германия - США

Год выпуска: 2006

Если бы меня спросили, кто в этом фильме главный герой, я, в отличие, например, от Ксении Тархановой, назвал бы не короля Марка, а... подземный ход, подкоп, коего, впрочем, как и многого другого, вообще не было в самой известной средневековой легенде о любви.

В том-то и суть, что литературный источник - именно про любовь, а пятнадцатая (как сообщает в своей статье на сайте "film.ru" Ксения Тарханова, которой фильм - невозможное возможно! - в целом понравился) его экранизация - про грязное политиканство и переставшую уже воздействовать даже на подсознание резню. Причем это боевик, выполненный с целью удовлетворить всех Марь Алексевн от цензуры, которой, как известно, нет и быть не может в демократическом обществе. Пример? Феминистские речи, которые "толкает" средневековая (!) девушка (!!) Изольда, достойны, право, не только современных эмансипе в брючных костюмах от Версаче, но и самой нашей матушки Коллонтай. Сие, впрочем, по нынешним временам, самое что ни на есть то - и боевик, и эмансипе. Больше того, "Тристан и Изольда" от Рейнодса и Джорджариса, приятелей Костнера и Лары Крофт, есть чистой воды политический боевик, разве что в средневековых обносках, и в этом плане, я думаю, он почти что состоялся. Если бы еще поточнее определиться авторам, с какой конкретно эпохой они имеют дело да в соответствии с этим добавить правдоподобия костюмам и, главное, внешнему облику людей, не ведавших о мыле и зубной щетке, если бы еще выбрать на главные роли актеров или поталантливее или хоть помощнее физически, да массовку увеличить... А еще бы лучше вообще всю эту сентиментальную бодягу в духе "Я поля влюбленным постелю..." вырезать при монтаже заодно с чтением вслух неграмотными берсеркерами VIII что ли века интеллектуальной лирики младшего современника Шекспира Джона Донна (XVII век). Вот тогда бы это красиво-кровавое кино про то, как именно надо служить королю, принося себя в жертву мучительно рождающемуся государству, действительно удалось. Увы, для политического боевика в блокбастере "Тристан + Изольда" слишком много мелодрамы, для мелодрамы же не достает того, на чем она должна держаться - внимания к человеческой душе. В результате ни одна из этих двух составляющих сюжетную конструкцию не сумела возобладать, и фильм, похоже, разделит участь предшественников - всех этих наштампованных в последние годы "Королей Артуров", "Трой" и прочих "Царств Небесных". Мастеровито, красиво, долгожданно, но в итоге непонятно для кого и зачем. Если, конечно, в очередной раз не искать врагов народа, растлителей молодежи и тому подобных объяснений из области зоологической ксенофобии.

Итак, подземный ход, обслуживающий едва ли не все основные сюжетные ходы картины. Подземный ход, найденный Тристаном со товарищи в отрочестве. Подземный ход, позволивший ему утолить страсть к чужой жене и спасти государство. Подземный ход, ставший орудием предательства и причиной гибели "гамлетствующего" дикаря. Чем вам не главный герой?

Думаю, слово, хоть и неказистое, найдено: "гамлетствующий". Все персонажи, все плохие и хорошие в этом фильме если не впрямую "гамлетствуют", то примеряют на себя костюмы именно из этой трагедии Шекспира. Тут вам в изобилии встретятся и Полонии, и Клавдии, и Фортинбрасы, и Лаэрты. Не говоря уж о самом принце датском. Последних сразу двое - и Марк, и Тристан. Правда, моральное право на исполнение этой роли имеет из них только первый. Если сколько-нибудь всерьез говорить об исполнителях главных ролей, то мальчик по имени Джеймс Франко, конечно же, и резв, и кудряв, но нисколько не влюблен. И даже не пытается этого изображать. А если и пытается - то это будет скорее влюбленность в дядю, нежели в деву. Что ж, я на его месте вряд ли поступил бы иначе: Руфус Сьюэлл, в отличие от Софии Майлз, того заслуживает. Потому что играет, а не присутствует, играет не боевик и не сусальную сентиментальщину, а драму. Даже трагедию, ведь что есть предательство ближних для того, кто любит и доверяет, как не трагедия? Помните, у Пушкина: трагедия Отелло не в том, что он ревнив, а в том, что доверчив?

Все так, только вот заслуживал ли таких чувств король Марк из легенды, старый муж, несомненно, благородный и даже гуманный человек, но никак не Гамлет? Впрочем, мы уже давно поняли, что для сегодняшнего кино литературный первоисточник не указ. А ломать - не строить.

Знаете, какой общий вывод напрашивается из многого-многого, из всего почти, что смотришь и читаешь в последние, рекламно-постмодернистские годы имени Бегбедера? Наша ленивая эпоха может делать свое только из обломков чужого, но, увы ей, не все еще разрушено, и эпохе не хватает материала, и она хлещет кистенем по последним оставшимся фарфоровым вазам эпохи Мин и старинным венецианским зеркалам, чтобы собрать свои паззлы, смешав осколки благородного стекла с давно притыренными головешками, не до тла догоревших местных изнакурножей (сокр. от "Избушка на курьих ножках", см. повесть братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу").

Отсюда главный символ фильма, явленный в названии - плюсик, он же (прямо по Вознесенскому) крестик вместо союза "и" в названии картины. Плюсик для тех, кто не читал легенды (и вообще ничего не читал), крестик как посвящение в новую религию, возникшую не столько уже на костях, сколько из костей in nature. А заодно и обязательная отсылочка к мэтрам. Думаете, к Шекспиру? А вот не во-первых. Прежде к Базу Лурманну, свой паззл сложившему пятью годами раньше Кевина Рейнолдса. Из того же Шекспира.

Кто сказал: "В начале было слово"? В начале был слоган! "До Ромео и Джульетты были Тристан и Изольда".

И во все это кто-нибудь, пожалуй, мог бы поверить, если бы ребята из "Лары Крофт" и "Водного мира" не пошли бы на поводу у братьев Скоттов, известных приверженностью к твердой НФ, и оставили нам возможность хлебнуть любовного зелья, какого по ошибке выпили герои легенды. Ведь под кайфом оно без разницы - боевик или мелодрама, а на трезвую голову и объяснять не для чего: оправдоподобленная поэзия отнюдь не то же, что опоэтизированная история. Последняя есть миф, а первая - химера.

Нужно ли еще резюмировать? Тогда пусть будет так: подобные фильмы могут удовлетворять только неграмотных. А многоуважаемая мною Ксения Тарханова в момент просмотра, вероятно, была как раз под воздействием вышеупомянутого колдовского зелья. Ну с кем не случается?..

Фильм «ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА (TRISTAN + ISOLDE)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие