ПИТЕР FM

Режиссер и сценарист Оксана Бычкова
Оператор Иван Гудков
Композитор Кирилл Пирогов
Продюсеры: Александр Роднянский, Игорь Толстунов и др.
Актеры: Екатерина Федулова, Евгений Цыганов, Алексей Барабаш, Ирина Рахманова, Андрей Краско, Владимир Машков, Кирилл Пирогов, Александр Баширов и др.
Продолжительность: 85 мин.
Жанр: молодежная мелодрама
Производство: Россия, 2006 

Небольшая кинопоэма о любви и одиночестве в большом современном городе, снятая дебютанткой Оксаной Бычковой о 20-летних и для 20-летних. Фильм посвящен "нашим родителям", но с тем же успехом мог быть посвящен и "нашим бабушкам", поскольку честно и, главное, небесталанно следует образцам Хуциева, Учителя и многих других отечественных и западных режиссеров, в свое время взглянувших на новое поколение в Божьем мире незашоренными глазами.

Сюжет картины незатейлив. Она - диджей на популярном музыкальном питерском радио, собирается замуж за бывшего одноклассника, с которым давно близка без особой любви. Он - провинциал, закончивший питерский архитектурный университет, выигравший какой-то конкурс на поездку в Германию, где предполагает обжиться и трудоустроиться по специальности. Весенним солнечным утром в толпе на Невском они сталкиваются и проходят мимо друг друга, из-за толчка она, вечно опаздывающая растяпа, теряет мобильник. Он подбирает его и хочет вернуть хозяйке, но не находит ее в толпе. Обнаружив пропажу, она звонит ему, они договариваются о встрече, но она вновь опаздывает, в следующий раз опаздывает он - и так до финала, в котором уже он теряет ее телефон, они вновь проходят мимо друг друга, на сей раз под весенним дождем, на пустынном мосту... Впрочем, заочно влюбившись друг в друга, герои не могут не встретиться, и потому в фильме будет эпилог, превращающий грустный финал в финал открытый, оставляющий надежду. Словом, типичная мелодрама. Но кто сказал, что мелодрама - это плохо? Дело в том, как оно, дело, сделано.

Всегда жесткий и часто жестокий кинокритик Ксения Тарханова, на сей раз, правда, не особо бранясь, отказала картине Оксаны Бычковой в оригинальности. Вот только добивалась ли таковой Бычкова? Кажется, для нее важнее было именно вписаться в вышеозначенный художественный ряд, так сказать, вновь исполнить вечную мелодию, лишь изредка и, кстати, очень точно (и не только благодаря большим мастерам, блестяще отыгравшим свои эпизоды) "подправляя" бег вешних ручьев в нужную ей сторону.

Тарханова видит неудачу картины в отсутствии в ней личностей. По большому счету это, конечно, так - откуда они нынче возьмутся, личности, да еще в поп-культуре? Но давайте все же и милосердие проявим. 20-летние молодые люди, в особенности сегодняшние 20-летние просто не успевают дорасти до того, чтобы стать личностями. Психологическое и социальное взросление ныне сильно отстает от физического, и ни молодых генералов в осьмнадцать лет быть не может, ни в декабристки 20-летние жены не пойдут.

Зато не все они, как можно понять из этого фильма, легкого, милого, мелодичного, воздушного, склонны ко злу. (Согласитесь, фильм, в котором никого не убивают и даже не унижают, не матерятся и не пьянствуют - ныне редкость.) Зато иные из них - герои - в состоянии дотянуться до правды, принять сложное решение, избрать неторный путь, отказаться от предопределенного и уже потому неверного выбора. Словом, герои картины проявляют свободу воли, или волю к свободе. А ведь это не так и мало, и что это, как не проявление лучших качеств именно личности, в чем отказала персонажам картины Ксения Тарханова!..

Сравнение же с "Обломовым" (естественно, не в пользу неклассического текста), приведенное кинокритиком, представляется мне откровенно надуманным хотя бы уже потому только, что свой выбор Илья Ильич осуществлял отнюдь не в 20 лет. А то, что Обломов сидит в каждом из нас - вряд ли оригинальное наблюдение.

Тем не менее реакция К. Тархановой понятна: фильм, как от "Обломова", далек и от какой-нибудь реалистичности. Прежде всего потому, что, по законам жанра, приукрашивает, конечно, своих героев. Нынешние 20-летние куда более практичны, что - парадокс! - не мешает им оставаться сущими ребятишками.

Интереснее? впрочем, другое. Наши сорокалетние зачастую ничем не отличаются от 20-летних, что великолепно удалось показать В. Машкову в крохотном эпизоде рассматриваемой ленты. Общество коллективной безответственности, видимо, плавно переросло в общество тотального инфантилизма. И вот тут сравнение с "Обломовым" действительно вполне уместно.

Вывод из всего сказанного, согласитесь, напрашивается сам собой. Если в целом удачная картина дебютирующего режиссера порождает такие размышления, значит она, картина, состоялась безусловно. А на вопрос, состоялся ли художник, ответ можно будет получить после его следующей работы.

Фильм «ПИТЕР FM»

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие