РЕБЕККА (REBECCA)

РЕБЕККА (REBECCA) Страна: США
В ролях: Лоуренс Оливье, Джоан Фонтейн, Джордж Сандерс, Джудит Андерсон, Найджел Брюс, Глэдис Купер, Реджинальд Денни, Филип Уинтер, Флоренс Бейтс и др.
Режиссер: Альфред Хичкок
Продюсер: Дэвид Селзник
Сценарист: Роберт Шервуд, Джоан Харрисон (по роману Дафны Дюморье)
Оператор: Джордж Барнс
Композитор: Франц Ваксман
Жанр: псевдоготическая мелодрама с элементами детектива

Год выпуска: 1940

Бедная сирота, обслуживающая богатую пожилую американку, от скуки путешествующую по Европе, знакомится со средних лет английским аристократом, едва ли не из рода Бэкингемов, неожиданно становится объектом его пристального внимания, а спустя несколько дней и законной женой. Войдя в дом супруга, эта новоявленная Золушка с трудом осваивается с новой непривычной жизнью, осложнённой эксцентричным характером мужа и многочисленными странностями других обитателей, скрывающих, разумеется, страшную тайну, которую героине предстоит раскрыть...

Роман Дафны Дюморье "Ребекка" почитается классическим в жанре "новой готики". Одновременно это действительно качественная беллетристика начала ХХ века, во многом предвосхищающая основные приёмы постмодернизма и, в частности, роман "Степной волк" Германа Гессе. Во всяком случае, книжка в постмодернистком ключе переосмысливает женскую драму в духе Жорж Санд и британских писательниц конца XVIII - XIX вв. Дюморье умело, занимательно и, что называется, со значением (то бишь социально-критическим смыслом) строит полижанровый текст о приключениях новой Джейн Эйр на стыке детектива, триллера, мелодрамы, готической истории и феминистского романа.

Что делает с её текстом Хичкок? Во-первых, сохраняя мелодраматический и детективный характер романа, едва ли не вовсе исключает из экранизации "напряжённое ожидание" - собственно триллер, во-вторых, с той же решительностью избавляется и от готики, то бишь мистики (остающейся лишь в эпизодической фигуре домоправительницы), и от феминизма. Его картина - это мягкая, чуть ироничная история современной Золушки, пытающейся понять загадку, трагедию, словом, внутренний мир своего много старшего её "принца".

Несмотря на то, что Джоан Фонтейн за эту роль получила "Оскара", а равно и на то, что "Ребекка" - роман женский и женщине посвящённый, фильм Хичкока прежде всего рассказывает о мужчине. Возможно, это получилось и не совсем по воле автора. Скорее всего, гениальный Лоуренс Оливье просто переиграл Фонтейн, что, согласитесь, великому европейскому актёру и режиссёру в соперничестве с заурядной, в общем-то, голливудской блондинкой особого труда не составило.

Тем не менее и Фонтейн здесь совсем недурна, развивает робкую любовь своей преданной простушки от начала до конца по нарастающей, нигде не сбиваясь в излишний "красоткин" мелодраматизм.

Однако любовная история в картине Хичкока - не главное. Главное то, как она совмещается с историей детективной, как постепенно перерастает в детектив, а в самом финале гуманистически разрешает его. А ещё, как и всегда в хичкоковских лентах, хороши второстепенные линии и лица. Собственно, именно продуманные аксессуары (точно подобранные актёры на роли второго и третьего планов, жёсткая драматургия, исключающая из литературного первоисточника всё, что не может быть переведено на язык кино, насыщенная картинка, детально показывающая место и время действия, тревожная симфоническая музыка, контрастирующая с неизменной иронией, а то и добродушным юмором, с каким смотрит на мир и человека автор) и выделяют фильмы Альфреда Хичкока (до сих пор!) из общего ряда любовно-криминальных кинематографических историй. А лучше бы сказать - не выделяют, но отделяют.

"Ребекка" - первый американский фильм Хичкока. Он понравился и зрителям, и академикам. Заслуженно награждённый "Оскаром" как лучший фильм года, он и сегодня смотрится с неослабевающим интересом. Но сегодня мы, конечно, смотрим его иначе, не столько, пожалуй, следя за развитием сюжета, сколько неизбежно сравнивая замечательную психологическую мелодраму старого мастера с современной продукцией, многочисленными "красотками" и пугалками-вопилками, от которых уже назавтра в памяти ничего не остаётся, потому, прежде всего, что в них нет главного - живого, страдающего и смеющегося человека. А Хичкок (в отличие от тех, кого считают или кто сам себя считает его учениками, того же, например женолюбивого (но уж никак не человеколюбивого) Романа Поланского) человека любил и знал, щадил и, судя по всему, верил в него. Именно этим объясняется его добродушная усмешка по поводу наших мелких и крупных злодейств, о которых (но только на поверхностном уровне) велкий режиссёр неустанно рассказывал на протяжении полувека. И в итоге рассказал так, как никому больше не удастся.

Фильм «РЕБЕККА (REBECCA)»
Год выпуска: 1940

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие