ПРЕКРАСНАЯ И УЖАСНАЯ ЖИЗНЬ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ (DIE MACHT DER BILDER: LENI RIEFENSTAHL)

ПРЕКРАСНАЯ И УЖАСНАЯ ЖИЗНЬ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ  (DIE MACHT DER BILDER: LENI RIEFENSTAHL) Страна: Великобритания - Франция - Германия - Бельгия
В ролях:
Режиссер: Рэй Мюллер
Продюсер:
Сценарист:
Оператор: Мишель Баудур
Композитор: Ульрих Бассенге
Жанр: документальный фильм

Год выпуска: 1993

Жителям Москвы повезло: в галерее Нащокина в нынешнем сезоне представлена изумительная выставка Пять жизней Лени Рифеншталь (вероятно, имеется в виду: танцовщица, актриса, режиссёр, оператор, фотограф), где посетители могут увидеть множество фотографий о Лени, фотографий Лени, просмотреть её фильмы и фильм о ней Рэя Мюллера, о котором пойдёт речь. Ощущение от фотографий 20 - 30-х годов, с которых прямо в душу смотрит хрупкая девушка с огромными чарующими глазами, просто волшебное. Очень интересны, ярки, необычны фотографии из нубийской серии: неповторимые раскраски лиц, застывшие танцы, гордые и красивые люди цвета чёрного шоколада... Подводная эпопея представлена не так широко, но и те немногие фото, которые зрители могут увидеть, гениальны, как и все остальные работы Лени. Выставка продлится до 30 июля 2004 года.

Какой она была, эта женщина? Можно подобрать бесконечное множество эпитетов - потрясающая, уникальная, невероятная, красивая, сильная, гордая, смелая, своенравная, талантливая, просто гениальная! Многограннейшая: занялась танцами и покорила весь мир как танцовщица; решила сниматься в кино - добилась у Арнольда Фанка главных ролей в его фильмах и покорила мир как актриса (ею восхищался, обещая сделать мировой звездой, Джозеф фон Штернберг, ее ненавидела, чувствуя соперницу по экрану, восходящая к зениту славы Марлен); увлеклась производством кино, и после первого же фильма мир лег к ногам нового режиссёра - первого режиссёра-женщины! И позже она добивалась невероятных высот во всем, за что ни бралась, - будь то фотография или подводные съёмки.

Имя Лени Рифеншталь часто употребляется с негативным оттенком: певец нацизма , пропагандировала нацизм , гитлеровская пособница , мол, в ней слились гений и злодейство . Думаю, что после просмотра этого фильма ни у кого не останется сомнений: все нападки - от злости, зависти и некомпетентности отдельных журналистов и критиков.

Она во всём была первой, даже в своих заблуждениях. Просто глупо обвинять эту хрупкую и непокорную женщину, в том, что она, как и полмира в то время, верила в Гитлера. В чем её можно обвинить? В том, что она всё, за что бралась, делала гениально, превращая навоз в золото? В том, что она в свои 34 года была гениальным Художником, поэтому её заметил Гитлер и именно ей доверил снимать отчёт о съезде нацистов? Заметьте, что в двухчасовом Триумфе воли нет ни слова о нацизме, ни слова о войне - только о сплочённости страны, о мире, об исполнении властью своих обещаний. Это по сути очень оптимистический и жизнеутверждающий фильм об идеалах, которыми бредила тогда Европа, о великой, как тогда казалось, эпохе. Впрочем, кто талантливее самой Лени, создателя лучших - до сих пор - документальных фильмов в истории кино, может рассказать об этом?..

Из-за фильма "Триумф воли" я пережила 4 ареста, 30 судебных процессов, 2 года провела в психиатрической клинике. Меня обвиняли в том, что я своим фильмом фактически помогла нацистам прийти к власти в Германии. Но я никогда не занималась политикой. Я всю свою жизнь принадлежала искусству. Во всём, что я делала, в том числе и в своих фильмах, я стремилась найти интересный поворот, создать незабываемый художественный образ. Я не политик, я - художник . И фильм 1936 года Олимпия - высшая, на мой взгляд, планка художественности и гармонии.

Она не политик - она до кончиков ногтей певец красоты и эстетики, режиссёр, новатор, и все это с большой буквы, и всё это на пределе человеческих возможностей. Она Мастер. В одном лице и режиссёр, и оператор, и исполнительница главных ролей, и монтажёр, и фотограф, и изобретатель новейших технологий - новых плёнок, новых объективов, новых светофильтров, новых ракурсов, новых планов, новых точек зрения, новых граней красоты. Она несравненна. Она прекрасна. Она - ярчайший метеор, когда-либо освещавший небеса мирового кинематографа.

Вот вся её жизнь. Родилась Хелена Берта Амалия Рифеншталь 22 августа 1902 года, с 12 лет занималась спортом, с 14 лет увлеклась танцами, в 21 год покорила мир как балерина, в 24 - как актриса кино, снявшись в фильмах Фанка Священная гора , СОС. Айсберг и др. Она стала самой настоящей альпинисткой, первой из женщин и ни в чём не уступающей мужчинам. Она влюбилась в горы, она облазила все пики в Альпах. Международный сайт альпинистов называет её легендой этого вида спорта. В 30 лет сняла первый игровой фильм ( Голубой свет ) как режиссёр. В 32 года сняла - по убедительнейшей просьбе Гитлера (в обмен на обещание, что она никогда ничего больше не станет снимать для партии и Рейха) - документальный фильм Триумф воли , ставший впоследствии для неё роковым. В 34 года сняла документальный фильм Олимпия . К 36 годам закончила монтаж Олимпии , и фильм прокатился по всему миру, собрав все мыслимые и немыслимые овации и премии. Год спустя началась война, войска Германии вступили в Польшу. Лени, попытавшись было вести кинохронологию военных действий, после первого же столкновения с мирным населением с большим скандалом покидает линию фронта и разрывает отношения с партией и политикой навсегда. Несколько лет снимает фильм о цыганах и свободе в разных странах, но война заканчивается и негативы попадают под арест. С 47 до 50 лет её жизнь - ад: сплошные аресты, суды, депрессия. В 53 года она на много лет уезжает в Африку - Кения, затем Южный Судан, и живёт среди диких племён нубийцев, изучая и запечатлевая в вечности их обычаи и лица. В 71 год издала фотоальбом Последние из нубийцев , который имел оглушительный успех, затем, в 74 года - ещё один фотоальбом, продолжающий первый. В 75 лет (это не опечатка!) её заворожил подводный мир, и она, сдав экзамен по поддельным метрикам, стала самой старой подводной ныряльщицей в мире, до 90 с лишним лет погружаясь на дно океанов, фотографируя жизнь подводного мира и снимая замечательные фильмы. Выпущены завораживающей красоты фотоальбом Коралловые сады и документальный фильм Впечатления под водой . Умерла 8 сентября 2003 года, на 102-м году жизни. Весь ХХ век прошёл перед её глазами и отразился в её работах. Так хочется, чтобы на жизнь и творчество Лени Рифеншталь перестали смотреть сквозь узкую призму двух фильмов, занявших в её огромной и разнообразной жизни всего 4 года. Обидно, что всю оставшуюся жизнь ей приходилось оправдываться и доказывать, что ты не верблюд .

***

Как здорово, что на мировой экран, и в особенности на российский, выходят такие добротные, полные, красивые - одним словом, хорошие документальные фильмы, как этот! Жанр документального кино специфичен, любителей и ценителей у него гораздо меньше, чем у кино художественного, и аудитория более искушённая, заранее ждущая скандального, жареного , неизвестного, нового взгляда и новых открытий. И авторам фильма удалось, на мой взгляд, удовлетворить публику. По крайней мере, нет ни одного документального источника, из которого мы бы могли узнать столько о Лени Рифеншталь, кроме, разве что, мемуаров этой удивительной женщины, опубликованных спустя несколько лет после выхода фильма. Но это уже совсем другой жанр и другой вид искусства.

Фильм Р. Мюллера - история жизни Лени Рифеншталь от и до. Построен он в виде интервью со старушкой Лени (режиссёр провозит Рифеншталь по местам, где происходили важнейшие события её жизни, и она рассказывает и показывает, как всё было, временами ругаясь с оператором и показывая, в каком ракурсе её лучше снимать - тяжело, когда в кадре режиссёр и оператор) и анализа тех или иных её достижений с исторической и художественной точек зрения. Вместе со съёмочной группой зритель побывает в разных уголках Германии, взглянет на альпийские пики с высоты вертолёта, побродит по киностудии, где когда-то начинали сниматься Лени Рифеншталь и Марлен Дитрих, где снимала павильонные сцены сама Лени, и посидит в монтажной, где монтировались по 18 часов в сутки сотни километров отснятой пленки; далее вместе с Лени совершит путешествие по экзотической Африке и опустится на дно океана.

Часть фильма Мюллер и Рифеншталь просто сидят за столом, рассматривают рукописи, фотографии, сценарии и обсуждают их. Безумно интересно слушать, как снималась та или иная сцена (как-то раз актерам Фанка пришлось сутки сниматься в ледяной пещере при - 28, а в другой раз на Лени спустили настоящую лавину), как Рифеншталь придумала технику ночных съёмок при дневном свете, как она впервые применила широкофокусный объектив, где прятался подъёмник и где располагались круговые рельсы во время съёмок Триумфа воли , как удалось в Олимпии снять прыгунов в длину снизу (из специально вырытой ямы), почему некоторые фрагменты монтировались задом наперед, и ещё десятки интригующих подробностей.

Каждое произнесённое слово, каждое прозвучавшее в фильме утверждение подкреплено документальным материалом - великолепным, мастерски подобранным и смонтированным: фотографиями - как известными, так из личного архива Лени, видеосъёмками о видеосъёмках, фрагментами из художественных и документальных фильмов, историческими кинохрониками.

Изредка Мюллер задаёт каверзные вопросы, особенно о периоде знакомства Лени с Гитлером и Геббельсом: А как Вы объясните такие строки из дневника Геббельса?.. , А что Вы чувствуете, пересматривая эти кадры?.. , А почему Вы тогда не уехали из страны?.. Но Лени Рифеншталь держится с достоинством и честно ищет убедительные ответы.

Рэй Мюллер поставил перед собой серьёзную задачу: не просто рассказать о жизни и таланте скандально знаменитой женщины, но и проанализировать их, показать скрытые мотивы поступков живой легенды. В целом его фильм кажется слишком неспешным, зато подробным, всесторонним и убедительным.

В одном из интервью Лени говорила: И в искусстве, и в жизни мне кажется важным стремление к идеалу, к идеальному человеку. Если мир откажется от стремления к совершенству, это будет равносильно самоубийству . И в этом вся она и вся её жизнь, которая как нельзя более близка к совершенству. Не могу назвать никого, кто прожил бы настолько насыщенную, яркую, разную жизнь, полную стольких взлётов и падений и тем не менее настолько целостную, гармоничную и красивую, такую прекрасную и ужасную , как Лени Рифеншталь. А вы можете?

Рецензент: Юлия Шейнина

Фильм «ПРЕКРАСНАЯ И УЖАСНАЯ ЖИЗНЬ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ (DIE MACHT DER BILDER: LENI RIEFENSTAHL)»
Год выпуска: 1993

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие