ЛИСА АЛИСА

ЛИСА АЛИСА Страна: Россия - Франция
В ролях: Дарья Волга, Ольга Сидорова, Алексей Черных, Ирина Алфёрова, Сергей Мартынов, Татьяна Кравченко, Александр Вдовин и др.
Режиссер: Жан-Мишель Карре
Продюсер: Андрей Разумовский, Филипп Коссон, Юрий Романенко
Сценарист: Виктор Мережко, Павел Лунгин
Оператор: Жан-Мишель Карре
Композитор: Павел Есенин
Жанр: молодёжная мелодрама

Год выпуска: 2001

Девица 22-х лет из неблагополучной семьи, якобы завязавшая наркоманка, влюбляется в немолодого французского дипломата, атташе по культуре. Тот проводит с ней несколько упоительных (больше, разумеется, для неё, чем для него, видавшего виды) ночей, после чего из Парижа возвращаются его жена и 17-летняя дочь, и русская девочка остаётся на бобах. Ну, что бы вы думали, нормальный человек поплакал бы, поматерился да и успокоился. Наша Алиса, как говорил Задорнов, супу поела - и заделалась местным Зорро. Прихватив на подмогу безнадёжно влюблённого в неё соседского недоноска, мстительница похищает другую дурочку - дочь дипломата, прячет её в соседнем с собственной хрущовкой подвале и...

Тут, собственно, начинается то, что должно прочитываться, как оригинальный поворот в этом безнадёжном фильме. (И прочитывалось бы, если бы не странный этот вид "искусства" - молодёжное кино, в котором отчего-то всё и всем позволено делать спустя рукава.) Девицы сдруживаются на почве презрения к папаше похищенной, узнавшей от похитительницы его подноготоную. Банальная мелодрама переводится, так сказать, в молодёжный протест. Дело, однако, происходит не в 68-м на Ривьере (да и кино снимает, как уже можно понять, не Форман), а в Москве, столице, согласитесь, не самой демократической страны на свете. Дипломат, убитый презрением жены, заявляет в милицию, та, захватив, как водится, в подмогу пожарных и чекистов, вынюхивает (нюх-то, как у собаки, а глаз-то, как у орла) подвал в три дня (так бы вот и на самом деле!), да только сдружившееся, да и уж влюблённое трио успевает свалить на задрипанных жигулях в деревню, к бабуле соседского паренька.

Весёлая и последняя свободная ночка в пустом доме (бабка-то, оказывается, полгода как померла, а мы и не знали), с водкой и плясками (это всё, разумеется, представлено не иначе как глоток свободы для несчастных, задавленных жизнью русских и французских деток), завершается натуральным российским а поутру они проснулись - а изо всех окошек: ты не вейся, чёрный ворон.

В той же логике и финальный бред: парнишку пристреливает засевший на крыше снайпер (а как же - идёт война народная, причём очевидно - на последнем дыхании), мстительнице светят срока огромные и этапы длинные, больше, сдаётся, за протест, чем за киднеппинг, тинка из Парижа впадает в истерику, должно быть, пожизненную. А местный поддатый с утра гармонист - ах, Русь, малиновое поле! - спевает нечто заунывно-ухарское.

Вот отчего-то эта надуманная дребедень считается (сам читал в сети) оригинальной драматургией.

Теперь в двух словах о том, что - не драматургия. Для Ж.-М. Карре "Лиса Алиса" - первая режиссёрская проба. До того он был только оператором. Не знаю, каким, может, конечно, что и видел, да не вспоминается сейчас. Из этого фильма, операторски вполне профессионального, тоже вряд ли что врежется в память, разве вот кадр, где голая российская гражданка стоит поутру у огромного окна в посольской квартире и пиликает на скрипке (вот мы, оказывается, что ещё умеем: рыдай, Спиваков!). Ну, может, ещё мужик с гармошкой, хорошо так шёл, бедолага, раскачивался, но держался. Это всё.

Смонтировано кино ужасно: крохотные эпизоды невразумительных родительских переживаний чередуются с затянутыми эпизодами, демонстрирующими девичье мочеиспускание посреди большого города и их же смахивающими на лесбийские игры банными удовольствиями, без всякой логической последовательности.

Актёры же, особенно старшего поколения, просто томятся от скуки, и Мартынов, например, выглядит форменным истуканом, а Алфёрова от нечего делать откровенно "косит" по состарившуюся Катрин Денёв. "Ребятишки" же (не школьники, правда, однако и явно не перестарки) стараются, но, похоже, что Карре не сумел им ничего толком объяснить, а у "стариков" в данном случае молодёжи поучиться было нечему. В общем, полный был бы нуль, если бы не старания Дарьи Волги, девушки, безусловно, талантливой, картину в одиночку, конечно, не вытянувшей, но роль свою - спасшей, несмотря на все слабости драматургии и режиссуры.

Быть может, в том единственный плюс бестолковой, как детский лепет, картины: глядишь, и обратят внимание серьёзные художники на безусловно одарённую молодую актрису.

Фильм «ЛИСА АЛИСА »
Год выпуска: 2001

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие