РАЗВОД (LE DIVORCE)

РАЗВОД (LE DIVORCE) Страна: США - Франция
В ролях: Кейт Хадсон, Наоми Уоттс, Жан-Марк Барр, Лесли Карон, Стоккард Ченнингс, Гленн Клоуз, Ромен Дюри, Стивен Фрай, Тьерри Лермитт, Мэттью Модайн, Сэм Уоттерстон и др.
Режиссер: Джеймс Айвори
Продюсер: Майкл Шиффер, Исмаэль Мерхан
Сценарист: Рут П. Айхэбвала, Джеймс Айвори (по романы Дианы Джонсон)
Оператор: Пьер Ломме
Композитор: Ричард Роббинс
Жанр: сатирическая комедия

Год выпуска: 2002

Комедией эта по сути голливудская, но сделанная в аксессуарах французского кино и отчасти (от очень небольшой части) отсылающая к фильму Алена Рене "Я хочу домой" мелодрама может считаться лишь в бальзаковском смысле - как "человеческая комедия". А к Рене она отсылает с точностью до наоборот: я не хочу домой, хотя там и нисколько не хуже.

Джеймс Айвори - режиссёр известный, поставщик добротного, но никак не высокого кино. Такова же и эта картина, искусно снятая и озвученная, приятно радующая глаз парижскими картинками, а ухо - более-менее симпатичными мелодиями, подробно и профессионально отыгрывающая добротный сценарий, вряд ли сообщающий о человеке "миллениума" нечто новое, но, по крайней мере, представляющий его, человека, а вместе с ним, конечно же, и общество, и в прелести, и в пороке, без лести, но и без сатирической неотразимости, свойственной действительно большим художникам.

Одним словом, фильм, на мой вкус, неплохой. Что для сегодняшнего, да еще хотя бы наполовину голливудского кино, пожалуй, значит, хороший.

Сюжет картины населён достаточно густо. Она рассказывает о двух молодых американках, сёстрах, одна из которых живёт в Париже уже достаточно давно, а другая приезжает погостить. Приезжает в тот самый момент, когда от сестры неожиданно уходит муж-француз, художник, встретивший женщину своей мечты (или, скорее, ему так показалось) - русскую жену другого американца, просто-таки помешанного на любви к ней. Ни американец со своей русской не-благоверной, ни жена художника со своим беглым чернявым пареньком так легко, в духе какой-нибудь Эмманюэли, расставаться не собираются. В той или иной мере в эту историю вовлекаются семьи главных героев: этакие, с одной стороны, французские аристократы, больше, правда, похожие, на нуворишей, с другой - американцы из пресловутой Санта-Барбары, люди, натурально, простые, но вряд ли лучшие, нежели их парижские оппоненты. Помимо того, история эта рассказывается и показывается как бы с двух точек зрения - от третьего лица, "объективно", и - глазами давно живущей во Франции американской писательницы, чем-то (не только потому, что её играет Гленн Клоуз) напоминающей мадам Мертёй из "Опасных связей" Лакло, и тоже в своё время пострадавшей от связи с другим членом той же самой французской семьи, что и брошенная с одним ребёнком на руках и другим - в утробе жена художника. Наконец, сестра брошенной влюбляется в того самого импозантного дядюшку художника, что некогда любил и бросил писательницу...

Однако, если вы думаете, что смотреть вам предстоит комедию положений, с гэгами в духе Чаплина или французского кинофарса, то сильно ошибаетесь. Ни гэгов, ни путаницы вообще никакой в этом фильме нет. Как нечему и смеяться, даже по-гоголевски - над собой. Тут скорее плакать надо, потому что, во-первых, семейные неурядицы обостряются некой духовной ценностью, которой обладают ни черта не смыслящие в культуре санта-барбарианцы и которой же стремятся обладать ни черта, кроме денег, не требующие от культуры персонажи из Старого Света, в стремлении этом рвущиеся выжать из духовной ценности максимальное материальное содержание, а во-вторых, Айвори, надо полагать, видит всех своих персонажей - французов и американцев - в одинаковом, нелестном свете.

Хотя... дуракам, как известно, везёт, и всё у них в конце концов образуется без всяких трагедий, и дети рождаются, и деньги в руки идут, и те, кто должен жить в Америке, в Америку возвращаются, а те, кому Европа милей, остаются в Европе... Да, похоже, и о том печалится режиссёр, что нет уже сегодня никакой разницы между Парижем и Санта-Барбарой, по крайней мере, для тех - почти всех! - кто живёт, чтобы жить, то есть развлекаться. Не бальзаковские, чай, времена, и не миллеровские-хемингуэевские даже. А вот быть "женщиной мечты", да ещё ж и русской, на переломе ХХ и ХХI веков - значит сделаться смертницей. Загадочная русская душа? Или так им, этим русским, и надо?.. Или, может быть, всё-таки, сей жертвой и спасётся мир?..

Впрочем, русская эта жертва замужем-то не за Элюаром, там, или Дали и не за Ролланом, а так, за истеричным господином, приехавшим из Нового Света в Париж развлекаться.

Смысл? Наверное, в том, что всё то, что всегда было, остаётся и сегодня. Но больно уж измельчало. А стало быть, ни чумы на оба ваши дома, ни трагедии, ни комедии, ни даже фарса мы, нынешние, не достойны. Разве что мелодрамы господина Айвори, держащего кукиш в кармане.

Посмотреть сей санта-барбарианский "Развод по-парижски" несомненно стоит, ожидать шедевра - не надобно. Добротное, неглупое и исподтишка горчащее кино для зрителей, достигших социальной зрелости.

Фильм «РАЗВОД (LE DIVORCE)»
Год выпуска: 2002

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие