Главная     Лики книг     Электронная книга     Киновзгляд     Гостевая  

Главная

О сайте

Сотрудничество

Ссылки

Иллюстрации

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru



Dleex.com Rating



КИНОВЗГЛЯД

1492: ЗАВОЕВАНИЕ РАЯ

1492: ЗАВОЕВАНИЕ РАЯ Страна: США - Великобритания - Франция -Испания
В ролях: Жерар Депардьё, Арманд Ассанте, Сигурни Уивер, Чеки Карио, Фернандо Рей, Кевин Данн, Лорен Дин, Анджела Молина, Майкл Уинкотт и др.
Режиссер: Ридли Скотт
Продюсер: Ридли Скотт, Элейн Голдман
Сценарист: Розелин Бош
Оператор: Адриан Биддл
Композитор: Вангелис
Жанр: историко-приключенческая биографическая драма

Год выпуска: 1992

Ридли Скотт снял множество жанровых фильмов, как правило, зрелищных и очень дорогих, однако "Завоевание рая" - по-моему, лучшая его работа. Фильм о Колумбе поставлен в 1992 г., к 500-летию первого похода трех испанских парусников, возглавляемых генуэзским мореплавателем, через Атлантический океан. Тяжелейший поход этот, как известно, увенчался успехом, и европейское человечество вступило тем самым в новый этап своей истории.

Картина очень хороша. Возможно, придирчивые специалисты найдут в ней какие-то огрехи, однако с точки зрения простого зрителя и в зрелищном отношении, и в драматургическом плане фильм отменный. Да, он очень длинный и неспешный - но не кажется затянутым; да, он сыгран в основном европейскими актерами как бы по-голливудски, слегка статуарно - но... как бы это сказать... сыгран живыми глазами. И эти говорящие взгляды не пропущены камерой, успевающий охватить и панораму, и жизнь - естественно дикую и дикую цивилизованно. Какое-то особое наваждение создается именно камерой, плавно переводящей свой пристальный взор с крупного и сверхкрупного плана в небо и море, как бы отыскивая ее, землю обетованную: есть ли он, рай, и, если есть, то где - в небе или на земле, или, может быть, в нас самих, в лучших из нас? "Волшебному фонарю" вторит за кадром дивная, тревожная музыка, тоже отыскивая рай - то, чего нет и не может быть в жизни человека, однажды и навсегда его утратившего. Но - "пока живу, надеюсь". И эта надежда, даже вера, бывшая, вероятно, главным движителем личности Колумба, представляется мне одной из двух основных идеологических составляющих фильма Ридли Скотта.

Другая ярче всего представлена фигурой самого героя.

Колумб изображен Депардьё как фигура титаническая и трагическая, но трагедия его, титана, светлая (тем они, истинные лидеры, наверное, от нас, малых, и отличаются): утратив всяческие иллюзии, даже и самое мечту о Рае как таковом, обретя вместо Рая небесного райский земной уголок, или, точнее, только райские врата, а затем - не по своей воле - разрушив и его, первый остров Нового Света, уступив пальму первенства открытия нового континента другому, деятельный мечтатель не утрачивает все-таки ни надежды, ни веры. Хотя - вот тут мы и подходим к второй составляющей - горьки они, его последние дни и последние видения - в полном соответствии с судьбой каждого человека и всего человечества.

Тяжкий и радостный путь титанической личности эпохи Возрождения завершается, таким образом, не только светлой, "оптимистической" трагедией, но и не произносимой вслух, однако явственно всплывающей в подсознании героя и зрителя проповедью Экклезиаста - родночальника мирового пессимизма: "Все возвращается на круги своя". Человек смертен и дела его суетны. А человечество? 1492 год - начало эпохи великих географических открытий, эпохи, когда, казалось бы, раз и навсегда обрушились границы человеческих представлений об ограниченноости пространства... И он же, 1492 год, - начало заката эпохи Возрождения, начало заката той простоты и естественности, какие отличают всякую гармонию - человеческой личности и физиономии всего человечества.

Мы, живущие на закате европейской цивилизации, мы, как никто до нас глубоко и болезненно воспринимающие правоту "Проповедовавшего в Собрании", мы не можем просто восторгаться подвигом пращура-титана, зная, ЧЕМ его деяние обернулось и для него самого, и для человечества, и для нас самих...

Уходя, оглянемся, с печалью и верой, ибо надежды больше нет, как мысленно оглядывался на свою жизнь герой Депардьё, - и горько улыбнемся: мы делали, мы верили, мы были.

Быть может, и нет ничего подобного моим размышлениям в кадре этого роскошного приключенческо-биографического блокбастера десятилетней давности, но за кадром, думается мне, - есть.

Фильм «1492: ЗАВОЕВАНИЕ РАЯ»
Год выпуска: 1992

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие

Виктор Распопин