Три короля: Сюдов, Николсон, Рикман

Шитенбург, Лилия

Шитенбург, Лилия. Алан Рикман: творческая биография. – СПб.: Сеанс: М. Эксмо; Бомбора, 2024. – 224 с., ил.
Шитенбург, Лилия. Макс фон Сюдов. – СПб.: Сеанс, 2022. – 196 с., ил.
Марголина, Ирина. Джек Николсон. – СПб: Сеанс, 2022. – 224 с., ил.


Год издания: 2024
Рецензент: Распопин В. Н.

 

Жизнь как сказка. Жизнь как труд. Жизнь как творчество. Эти три темы раскрывают новые книжки серии «Сеанс. Лица», написанные и составленные молодыми журналистами и киноведами питерского издательства «Сеанс». Их герои – подлинные короли экрана и сцены ушедшего столетия, всем известные и всеми любимые, поскольку их мастерство и вдохновение никого не оставляет равнодушным. Швед немецкого происхождения, обладатель подлинно нордической, суровой, воистину северной внешности, барон Карл Адольф фон Сюдов (сценическое имя – Макс); американец и бунтарь Джон Джозеф (Джек) Николсон, англичанин Алан Сидни Патрик Рикман, великий труженик театра и кино.

Они – актеры Божьей милостью, очень разные, очень сильные и очень яркие. Двое из них – Сюдов и Рикман - уже покинули этот мир, Джек Николсон больше не снимается.

Всё и все в прошлом? Статистика не лжет: фильмы с их участием ныне смотрят не меньше, чем смотрели раньше. Книги авторов «Сеанса» это подтверждают

Кто их «сделал», этих великих актеров ХХ века, то есть, кто их выучил?

king-01Сюдову (1929 – 2020) сказочно повезло: в начале творческого пути он встретил великого режиссера Ингмара Бергмана, отдававшего ему многие годы главные роли в своих театральных спектаклях и кинофильмах. Уже в 28-летнем возрасте Сюдов сыграл главную роль во всемирно известном шедевре Бергмана «Седьмая печать», а затем работал с ним многие годы, параллельно снимаясь в масштабных картинах Яна Труэля, до 1972 года, когда обосновался в Голливуде. Но и позднее Сюдов не раз снимался у лучших европейских режиссеров: Билле Аугуста, Томаса Винтерберга Альберто Латтуады. Что до голливудских режиссеров, то его снимали У. Фридкин и В. Аллен, С. Поллак и многие-многие другие.

Сюдов, всегда оставаясь одновременно и причесанным и монументальным, с легкостью менял строгие костюмы на сутаны, пиджаки на камзолы, штиблеты на болотные сапоги, везде оставался самим собой, меняясь лишь неуловимо – ровно настолько, сколько требовали роли в «Изгоняющем дьявола» или «Конане-варваре», «Пелле-завоевателе» или «Гамсуне». Его хватало на всё, за что он брался.

Книжка Лилии Штернберг, внятная и сдержанная, как и ее герой, именно об этом – о долгом и верном служении выдающего мастера кинематографу, зрителю, искусству. Помимо рассказа о картинах и ролях, в ней опубликована лекция старого актера, прочитанная для творческой молодежи – замечательный урок мастерства, а также коротко представлены лучшие работы Макса фон Сюдова в кино.

Также построены и две другие книжки серии: очерк творчества, прямая речь героев и избранная фильмография.

Блестящий, темпераментный очерк Ирины Марголиной о Джеке Николсоне (р. в 1937-king-02м) дает галерею ярчайших образов, созданных этим, может быть, лучшим характерным актером со времен Чаплина во всех вариантах его яростного бунтарства – от ранних фильмов Роджера Кормана, сделанных буквально на коленке, до шедевров Милоша Формана, Микеланджело Антониони, и Стенли Кубрика.

Коротко, но замечательно точно подтверждают творческие находки Николсона факты его биографии. Этой неразрывной связью личности и дела, ненавязчиво, но точно проведенной через весь очерк, книжка И. Марголиной и отличается от других, здесь представляемых.

Внешность Николсона, подвижность его лица позволяет ему играть не только глазами, но даже зубами, чем актер сознательно пользуется. А Николсон-человек, с его и наигранным и естественным безумством, столь же любим друзьями, женщинами, режиссерами, как Николсон-актер – зрителями.

Он с одинаковым успехом может быть и байкером, и убийцей, и вервольфом, и высокопоставленным военным, и мафиозо, и смирным пенсионером, и самим дьяволом – и мы не устаем восхищаться этим актером-калейдоскопом, актером, который может играть, и снимать, и сочинять сценарии. Актером и человеком, зарабатывавшим столько, сколько не снилось его собратьям, и могущим позволить себе купить виллу по соседству с Марлоном Брандо и развесить по немаленьким ее стенам подлинники шедевров мировой живописи.

А ведь он, олицетворивший и новую волну Голливуда, и его мейнстрим, был мальчишкой из неполной и небогатой – простой американской семьи, воспитывался матерью, оказавшейся на самом деле его бабушкой, и старшими сестрами, одна из которых на самом деле была его матерью. Не отсюда ли его ярость, его гнев и «управление гневом»?

Полная, на мой взгляд, противоположность взрывному Николсону – интеллектуальный, уравновешенный, глубоко прячущий ярость Алан Рикман (1946 – 2016) – истинный британец, которого широкий наш зритель знает едва ли не только по роли Северуса Снегга (Снейпа) в киносериале про Гарри Поттера, до по роли ноттингемского шерифа в «Робине Гуде» К. Рейнолдса.

king-03Создания эти действительно превосходны – настолько, что перевешивают роли других артистов, снимавшихся с Рикманом в этих картинах. Он ведь, увы, слишком рано ушедший из жизни, был актером классического типа – из тех, что сам себе режиссер. Недаром отказывался играть Снегга, пока не добился от Джоан Роулинг, чтобы она рассказала ему, чем дело кончится в ее истории и в истории его героя.

Потому присмотритесь к отрицательным персонажам, сыгранным Рикманом (а явно положительных он, может, и вовсе не играл), а вернее сказать – к его человеческим образам, в которых зла и добра намешано поровну. Как во всех нас. Рикман был и Распутиным в кино, и Вальмоном – в театре. Рикман был Людовиком XIV и Месмером. Рикман снял два прекрасных фильма, один из которых, «Зимний гость», по-моему, достоин «золотой полки» кинематографа Он одинаково силён, точен и глубок и в костюмных ролях и в ролях наших современников.

Еще раз: Алан Рикман – сильнейший актер-классик. Об этом и рассказывает книжка Лилии Штернберг.

Все три представленных очерка по силе и глубине содержания, легкости и яркости изложения одинаково хороши, каждый из них доставит читателю удовольствие, и позволит вспомнить лучшие фильмы прошлых лет.

 

«Три короля: Сюдов, Николсон, Рикман»
Год издания: 2024

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я