Главная     Лики книг     Электронная книга     Киновзгляд     Гостевая  

Главная

О сайте

Ссылки

Иллюстрации

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru



Dleex.com Rating



ЛИКИ КНИГ

Нина Дашевская о скрипках, музыкантах, двойниках и наших отражениях друг в друге

Дашевская, Нина Сергеевна

Дашевская, Нина Сергеевна. Вивальди. Времена года: музыкальная история / ил. А. Семеновой. – СПб.: ИД «Детское время», 2017. – 64 с., цв. ил.
Дашевская, Нина Сергеевна. Скрипка неизвестного мастера: повесть / ил. Е. Казейкиной. – СПб.: ИД «Детское время», 2015. – 144 с., ил.


Год издания: 2017
Рецензент: Распопин В. Н.

Добрый день, друзья мои!

nb_2021-018Сегодня я расскажу вам еще о двух книжках нашей любимой писательницы Нины Дашевской. Одна из них - «Скрипка неизвестного мастера» – миниатюрный музыкально-авантюрный роман, устами одного из его героев охарактеризованный «мексиканским сериалом». Так ли это? Отчасти так. Но ведь и бесконечные приключенческие мелодрамы мексиканских сериалов родились не из ничего. Еще в античной литературе сюжеты с похищениями и переодеваниями были весьма популярны, а уж Ренессанс, прежде всего испанский и английский театр Золотого века, использовал эти сюжеты почем зря и довел приключенческую мелодраму до истинного совершенства. Ну, а дальше были романтики и пост-романтики, нынче же, в эпоху победоносного маскульта старинные сюжеты строем гуляют по широким и узким бульварам, и несть им ни конца, ни края.

Тем сложнее построить на этом избитом поле хорошую игру. Не только потому, что хорошая игра предполагает продуманное захватывающее построение, осененное глубокой мыслью или хотя бы искренним чувством, но и потому, что герои ее должны, обязаны покорить нас исполнением, вызвать у нас чувство сопереживания.

Именно такая игра удалась Нине Дашевской. Более того, ее маленькая книжка, по сути, представляет собой не просто игру, а игру в игре в игре – игру тройную. Как это? А вот как.

Сегодня рядом с нами живет мальчик, который терпеть не может классическую музыку. Зато верит в крепкую дружбу с человеком, который его понимает. И – так герою кажется – в один ненастный день друг уходит от него. И куда бы? В классическую музыку. А тут еще нашему герою приходит посылка из Америки от двоюродного дедушки, в которой хранится завещание ему, внучатому племяннику. Ну, можно себе представить, что там!.. А в посылке оказывается… старинная скрипка. Ну, и что с ней делать герою?

В старинном советском фильме «Золушка» танцмейстер сразу же ответил бы: «Как что? Конечно, танцевать!». Понятно, что все этим и кончится, но прежде герою предстоит познакомиться с замечательными людьми, один из которых, музыкант, носит чужое отчество, затем разгадать много загадок, в том числе и исторических, наконец, многое переоценить, в том числе и прежде всего в самом себе. Это одна игра.

Вторая игра происходит «вчера». Во время Великой Отечественной войны два совсем маленьких брата-близнеца попадают под артобстрел в Ленинграде, и один из них теряется. По законам жанра, он найдется «сегодня», как найдется сегодня и третья «героиня» повести – старинная скрипка.

История ее создания в далеком XVIII веке, конечно же, в Италии, ибо все великие скрипичные инструменты делались именно в Италии, - это есть третья игра в мире чудесной повести Нины Дашевской.

Всё ли? Нет, не всё. Есть здесь и четвертая игра, самая замечательная. Это игра автора с героями и временами, двойниками, пропажами и находками, только что не с плащами и шпагами, калейдоскоп которых поистине восхищает и завораживает. И эта игра ведется под несмолкаемую дивную старинную музыку, скажем, концертов Вивальди, или как бы даже не под болеро, ведь всё ускоряющееся и ускоряющееся чередование времен в тексте, кажется, именно на болеро и намекает. Составленный очень сложно, паззл, однако, читается легко, сразу же захватывает, до конца держит читателя в напряжении и заставляет сопереживать отнюдь не картонным героям, которые, кажется, взывают к автору, чтобы он наконец-то написал вещь большого объема, роман для подростков. Конечно же, о них, и о музыке. То есть о музыке и о нас.

nb_2021-016


В сущности, профессиональный музыкант Нина Дашевская всегда пишет о музыке, о том, как она оживает в нас и оживляет нас. Что же касается второй представляемой здесь ее книжки – «Вивальди. Времена года» - она, лишь отчасти художественная, представляет собой не что иное, как именно музыкальный урок.

Этот художественный, биографический и музыкальный очерк посвящен знаменитейшему произведению знаменитейшего венецианского композитора XVIII столетия Антонио Вивальди. В первой его главе дается своего рода литературный портрет «рыжего патера», во второй, где действие происходит в наши дни, некие дедушка и внук слушают виниловую пластинку, на которой записаны «Времена года» великого композитора, и в ходе прослушивания взрослый растолковывает ребенку содержание этого произведения.

Книжку, проиллюстрированную рисунками на венецианские темы, завершает перевод четырех сонетов, написанных то ли самим Вивальди, то ли кем-то, кому композитор заказал эту поэтическую программку своего музыкального театра. Перевод выполнен нашим любимым поэтом Михаилом Ясновым, как и всегда, исключительно точно, насколько это вообще возможно при стихотворном переложении с одного языка на другой.

И здесь перед нами еще один чрезвычайно интересный пример освоения творцом, так сказать, смежной профессии, если, конечно, Вивальди написал эти стихи сам. Они, пожалуй, не достигают поэтической экспрессии лирики великого скульптора Микеланджело Буонарроти, известной в русских переводах Федора Тютчева, Абрама Эфроса и Андрея Вознесенского, однако главно й своей цели – раскрыть содержание музыки – вполне достигают.

Завершает издание статья о творчестве Вивальди, составленная музыкантом, музыковедом и переводчиком Александром Майкапаром – внуком композитора, чьи сочинения хорошо известны всем учащимся музыкальных школ.

В целом это очень полезное издание для тех, кто осваивает музыкальные азы, и можно сказать, что на их уровне, пожалуй, исчерпывающее, тем более что, вообще-то говоря, художественных текстов – литературных или кинематографических – совсем не много, во всяком случае, в русских переводах.

nb_2021-017


Посему всячески рекомендую вам обе книжки Нины Сергеевны Дашевской, интересные и полезные как для тех, кто уже любит классическую музыку, так и особенно для тех, к кому эта любовь еще придет. Обязательно придет!

«Нина Дашевская о скрипках, музыкантах, двойниках и наших отражениях друг в друге»
Год издания: 2017

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Виктор Распопин