Собрание сочинений: В 20 т. Т. 9: О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы: Статьи 1880 - 1890-хх гг.

Мережковский, Дмитрий Сергеевич

Merezhkovsky/ Сост., подгот. текста, послесл. А. А. Холикова; примеч. А.А Холикова при участии О.А. Коростелева. - М.: Дмитрий Сечин. - 332 с.


Год издания: 2019
Рецензент: Распопин В. Н.

Очередной, только что вышедший из печати девятый том нового, двадцатитомного издания собрания сочинений Дмитрия Сергеевича Мережковского содержит ранние и по большей части малоизвестные современному читателю статьи писателя, а также три вовсе неизвестных открытых письма в редакции газет и замечательный путевой очерк «Селение Винчи».

Послесловие от составителя и примечания исчерпывают, вероятно, все вопросы, которые могут возникнуть у недоумевающего неофита. Вопросы же возникнуть вполне могут. Главный из них: отчего многие тексты и скучноваты, и малоубедительны, и в целом не очень похожи на то, что мы у Мережковского уже читали, хотя бы в предыдущем, восьмом томе настоящего собрания. Всё просто: предыдущий том содержит отобранные, многократно переиздававшиеся автором при жизни, то есть отшлифованные тексты уже зрелого человека, тогда как в рецензируемой книге публикуются (за исключением брошюры «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы») статьи начинающего автора, единожды публиковавшиеся в печати, причем, как правило, в народнических журналах, отнюдь не приветствовавших идеологию декадентов или символистов - безразлично. Это для Мережковского, да и то спустя несколько лет, между декадентами и символистами возникла пропасть. В 80-е же годы он в печать еще только пробивался, да и, будучи поэтом и товарищем Надсона, не окончательно определил собственный путь. Но от сочинения стихов - холодноватых и литературных - уже отказывался: ему недоставало в них «пищи для души».

Итак, о ком же писал Мережковский в народнической печати (брошюру «О причинах упадка…» комментировать нет необходимости, поскольку об этом программном тексте написано уже множество работ)? О Чехове, Короленко, Руссо, Бальзаке, Мишле, французских и немецких драматургах и поэтах. Писал, как я уже говорил, скучновато и как-то по-студенчески, пытаясь не только удовлетворить требования редакций, но и для себя разобраться, на чьей же он стороне. Последнее чувствуется в этих статьях более всего: автор пытается убедить не столько читателя, сколько себя самого в том, что ему, как сказал бы Евтушенко, «мальчику из порядочных», отнюдь не безразлична судьба народная. Оттого и суждения, высказываемые молодым критиком, зачастую не слишком убедительны, как, например, приговор, который он выносит «Слепому музыканту» и «В дурном обществе» В.Г. Короленко.

Что же до разбора чеховских рассказов - о нем в письме к Суворину высказался сам Антон Павлович: «Мережковский пишет гладко и молодо, но на каждой странице он трусит, делает оговорки и идет на уступки - это признак, что он сам не уяснил себе вопроса… Меня величает он поэтом, мои рассказы - новеллами, моих героев - неудачниками, значит, дует в рутину. Пора бы бросить неудачников, лишних людей и проч. И придумать что-нибудь свое». Эта чеховская характеристика дорогого стоит, хотя бы потому, что дает почувствовать разницу (а лучше сказать - пропасть) между истинным классиком и - скажем, чтоб никого не обидеть - классиком двадцатого века. А ведь Чехов всего на пять лет старше Мережковского!.. Не знаю, был ли известен критику этот отзыв (писатели были знакомы, пусть и не слишком близки, а с Сувориным - знакомы близко), но отношение его к чеховскому творчеству с годами менялось только в худшую сторону.

Столь же мучительно, будто валуны ворочает, размышляет Мережковский и о французском крестьянстве, сопоставляя творчество Бальзака и Мишле, ненамного отчетливей - вот именно оговариваясь и идя на уступки - рассуждает он и французской поэзии, сопоставляя парнасцев и неоромантиков. Чуть более определенно говорит, пожалуй, лишь о новой французской и немецкой драматургии. Но вот маленькая статья «Мистическое движение нашего века» уже значительно отчетливей обрисовывает будущего мэтра религиозно-философской литературы.

Однако самыми яркими текстами тома, помимо брошюры «О причинах упадка…», на мой взгляд, являются краткие мемуарно-некрологические заметки об И.С. Тургеневе, Я.П. Полонском, А.Н. Плещееве и А.И. Урусове, в которых живые биографические зарисовки соседствуют с отчетливыми творческими характеристиками писателей, духовно близких автору.

Лучшим же текстом книги представляется мне поэтичный, изящный, навсегда запоминающийся, хоть и совсем небольшой путевой очерк «Селение Винчи», в котором грациозной прозой воспето паломничество на родину величайшего титана Возрождения во время подготовки к созданию, вероятно, лучшего романа Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Позднее он частично войдет в роман, но сам по себе хорош необычайно, особенно на фоне нехудожественных текстов. И это обстоятельство заставляет пожалеть об итоговом выборе Мережковского - отказе от художественного творчества, в котором он повторил печальную для читателя судьбу Гоголя и Льва Толстого.

В заключение отмечу как высокий полиграфический уровень книги, присущий изданиям «Дмитрия Сечина», так и академический уровень подготовки настоящего тома, как то и свойственно всем изданиям, подготовленным с участием Олега Анатольевича Коростелева, которому я в очередной раз приношу глубокую благодарность за возможность познакомиться с этой книгой и порекомендовать ее читателям «Интерпретаций».

«Собрание сочинений: В 20 т. Т. 9: О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы: Статьи 1880 - 1890-хх гг.»
Год издания: 2019

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я