Два капитана

Каверин, Вениамин Александрович
Два капитана: роман (любое издание)
Рецензент: Распопин В. Н.

Вечная книга
 
 
Дорогие друзья!
 
Сегодня мы поговорим об одной из самых лучших приключенческих книг в русской литературе, не слишком богатой знаменитыми именами в этом жанре, в отличие, скажем, от англо-саксонской или французской приключенческой беллетристики. В самом деле, достаточно назвать Конан Дойла и Хаггарда, Майн Рида и Купера, Жюля Верна и Эмара, не говоря уж о Дюма и Стивенсоне, – и всем все понятно. В русской литературе, за исключением фантастического жанра, таких имен нет. Как нет у нас ни джунглей, ни Амазонки, ни прерий, ни необитаемых островов с теплым климатом. Зато есть север, почти или вовсе непригодный для жизни человека, но важный для государства.
 
Вот об этом-то севере, точнее о героях, открывавших и осваивавших его, и повествует в своем лучшем романе, написанном в 30-е – 40-е годы прошлого века, Вениамин Каверин.
 
Передо мной стоит сейчас совсем не простая задача: рассказывать о том, что и без меня знают все. Думаю, даже уверен, что среди вас нет никого, кто никогда не слышал бы о книге «Два капитана», кто не смотрел бы ее экранизаций, да, вероятнее всего, нет и не читавших этот великий приключенческий роман воспитания.
 
Я не оговорился: «Два капитана» - столько же авантюрный роман, сколько и роман воспитания. Ибо это история о том, как великая цель воспитывает в человеке героя. Причем это относится и к первому капитану - моряку, о котором из текста книги мы узнаем только по его немногочисленным письмам, и ко второму – летчику, чьей судьбе книга, собственно, и посвящена.
 
«Два капитана» - героическая сага не только, а может, и не столько о покорении Севера, сколько о покорении себя самого, хотя бы уже потому, что немой мальчик из бедной псковской семьи Саня Григорьев начинает свой путь в небо с того, что неимоверными усилиями заставляет себя научиться говорить. И этот подвиг (а это именно подвиг!) только открывает счет его личным свершениям, коих в жизни героя, как и в жизни всего народа в первой половине ХХ века, было несчетное множество. Так – не в литературе, так было на самом деле, просто не каждый из нас на подвиг способен. Но лучшие книги этой способности учат. Потому «Два капитана» еще и образовательная книга.
 
В основе героизма всегда лежит любовь, ведь подвиги совершаются во имя любви. К женщине ли, к творчеству, к знанию, или к родине. В «Двух капитанах» все эти понятия друг от друга неотделимы. Как отделить любовь героя к дочери погибшего во льдах капитана Татаринова от его любви к родной стране, к северу, к установлению истинной правды о погубленной завистниками экспедиции? Невозможно. А коли так – «Два капитана» - любовный роман не меньше, чем приключенческий, воспитательный или образовательный.
 
Героизм, конечно, дело личное. Но один в поле – не воин. Героизм, вообще говоря, не очень-то возможен без врагов. И почти совсем невозможен без друзей. В «Двух капитанах» есть негодяи и предатели, но есть и верные друзья, как, например, старый революционер, доктор Иван Иваныч, помогший когда-то маленькому Сане научиться говорить. Иван Иваныч – очень интересный персонаж. Когда будете перечитывать книгу, всмотритесь в него пристальнее: без его помощи и дружелюбия, возможно, многое герою было бы осуществить труднее. Как и без помощи учителя Кораблева.
 
Кстати сказать, именно эти образы у создателей телевизионной экранизации романа получились, пожалуй, лучше всех прочих, исключая, конечно негодяев – Николая Антоныча и Ромашова. Но это понятно: роли негодяев для любого актера выигрышны, хотя бы уже потому, что их можно попытаться как-то очеловечить, вызвать к ним сочувствие зрителя, тогда как герои без страха и упрека – они и есть герои: поменьше говори, побольше молчи, пристально устремляя в горизонт суровый взгляд воплощенного мужества. Тем более это относится к экранизациям: все ведь сами читали книгу, и, стало быть, знают, кто есть кто и кто чем дышит.
 
А в 70-е, и за тридцать лет до 70-х, и через 20 лет после, роман Каверина читали все, как «Три мушкетера» или «Остров сокровищ». Во всяком случае, я таких, кто не читал эти книги, среди своих современников не встречал.
 
Была когда-то в «Комсомолке» такая рубрика – «Вечная книга». О «Трех мушкетерах» в ней точно была большая статья. Не помню, к сожалению, рассказывала ли рубрика о «Двух капитанах». Должна была рассказывать, потому что роман Каверина – воистину вечная книга, ее можно читать и перечитывать десятки раз, она ничего от повторения не теряет, даже наоборот, приобретает. Готовясь к этой беседе, я в который уж раз перечитал роман и, встречаясь вроде бы со старыми друзьями, увидел их в совсем ином ракурсе.
 
И в этом – еще одно доказательство того, что «Два капитана» - чистой воды классика, не только сама не стареющая с годами, даже с целыми эпохами, но и не позволяющая уйти в забвение самим эпохам и героям, эти времена олицетворявшим.
 
   
 
 
Я даже думаю, что именно Саня Григорьев лучше всех прочих литературных героев может представить сегодняшним подросткам советского человека тридцатых - сороковых годов, подобно тому, как Шерлок Холмс и доктор Уотсон представляют нам англичан поздней Викторианской эпохи.
 
На этом и закончу, чтобы не растекаться по древу. Более подробно поговорить об авторе у нас еще найдется повод, когда мы обратимся к каверинским сказкам. А вы, друзья, не уставайте читать, а кое-что и перечитывать. Ну а если кто-то, кое-где вдруг да почему-то еще не читал «Двух капитанов», пусть немедленно открывает эту книгу. И, если честно, я очень ему завидую, ведь такому читателю предстоит обрести собственный и самый настоящий остров сокровищ!
 
 
 

«Два капитана»

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я