Всегда - это так ненадолго (К годовщине со дня смерти Сергея Григорьевича Козлова, весёлого поэта, грустного сказочника и мудрого драматурга)

Рассказы старого книгочея

Козлов, Сергей Григорьевич. Ёжик в тумане: сказки / ил. Л. Шульгиной. - М.: Детская литература, 1989. - 120 с., цв. ил.
Козлов, Сергей Григорьевич. Как Львёнок и Черепаха отправились в путешествие: сказка / ил. Б. Акулиничева. - М.: Стрекоза, 1998. - 90 с., цв. ил.
Козлов, Сергей Григорьевич. Как Львёнок и Черепаха пели песню: сказки / ил. Л. Шульгиной. - М.: Детская литература, 1986. - 80 с., цв. ил.
Козлов, Сергей Григорьевич. Поющий поросёнок: сказка / ил. В. Коркина. - М.: Росмэн, 1997. - 80 с., цв. ил.
Козлов, Сергей Григорьевич. Поющий поросёнок: сказки для театра / ил. Л. Шульгиной. - М.: Искусство, 1988. - 240 с., цв. ил.
Козлов, Сергей Григорьевич. Правда, мы будем всегда?: сказки / ил. С. Острова. - М.: Советская Россия, 1987. - 128 с., цв. ил.
Козлов, Сергей Григорьевич. Трям! Здравствуйте!: сказки / ил. Т. Абалакиной. - М.: ОЛМА-Пресс Звёздный мир, 2004. - 176 с., цв. ил.
Козлов, Сергей Григорьевич. Я на солнышке лежу: песенки, стихи, сказки и поэмы для детей / ил. С. Острова. - М.: Малыш, 1989. - 224 с., цв. ил. - (От 2 до 5 и старше...)


Год издания: 2004
Рецензент: Распопин В. Н.

    Здравствуйте, друзья мои!
    Сегодня я познакомлю вас с несколькими книжками замечательного писателя и поэта, сказочника Сергей Григорьевича Козлова... Что? Ну конечно, все вы его прекрасно знаете, конечно, все вы читали его книжки, смотрели мультики по его сценариям, а некоторые из вас даже видели спектакли кукольного театра по его пьесам. 
    Стало быть, я, вероятно, не столько даже познакомлю вас с книжками Сергея Козлова, сколько напомню вам о них. Впрочем, кого-то, вероятно, и познакомлю, ведь если не вы сами, то ваши младшие братишки и сестрёнки, которым вы, надеюсь, перескажете этот наш разговор, может быть, ещё ни разу (даже представить трудно!) не открывали книжек про Ёжика и Медвежонка, про Львёнка и Черепаху, про Зайца и Поросёнка...
    Сегодняшний наш разговор, как это ни грустно, в какой-то мере Сергей Григорьевич Козлов приурочен ещё и к печальной дате - год назад, в январе 2010, замечательного сказочника Сергея Козлова не стало. Ему было семьдесят лет - возраст дедушки, но далеко не старческий, и писатель мог бы ещё многие годы радовать всех нас - маленьких и больших - новыми и новыми сказками, стихами, пьесами, мультиками. 
    Я сказал: и маленьких, и больших. И это правда. Многие-многие взрослые и даже пожилые люди с удовольствием читают и перечитывают книжки таких писателей, как Сергей Козлов, Юрий Коваль, Владислав Крапивин. Мы с вами о них говорили и, возможно, ещё будем говорить, потому что они - самые настоящие классики, такие же классики, как, например, автор "Конька-Горбунка" Пётр Павлович Ершов, или сочинитель "Уральских сказов" Павел Петрович Бажов, или автор "Золотого ключика" Алексей Николаевич Толстой, или, скажем, создательница "Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями" Сельма Лагерлёф. Разница лишь в том, что Козлов, Коваль и Крапивин не только классики, но ещё и наши с вами современники. И, знаете, во все времена это почему-то для читателей, а особенно для критиков было ужасно трудным, почти невозможным, едва ли не героическим поступком - во всеуслышание назвать современника классиком.
    Но нам с вами никто и ничто не мешает сказать правду: сказки Сергея Козлова о Ёжике, Медвежонке и Зайце, сказки о Поющем Поросёнке, о Львёнке и Черепахе давно стали настоящей классикой, равно как и мультфильмы о них. Кстати, десятиминутная анимационная лента Юрия Норштейна по сказке "Ёжик в тумане" была признана в Америке и Японии лучшим анимационным фильмом всех времен.
    Автор множества замечательных сказок, не похожих ни на чьи другие и в то же время по праву соседствующих и с русскими народными сказками, и с историями английского писателя Алана Александра Милна про медвежонка Винни-Пуха и его друзей, Сергей Григорьевич Козлов родился в Москве 22 августа 1939 года, еще учась в школе начал сочинять стихи, закончил по отделению поэзии Литературный институт, но прежде чем сосредоточиться только на писательском труде, ездил в геологические экспедиции, работал и токарем на заводе, и кочегаром на паровозе, и рабочим в типографии, и учителем пения в школе, и даже экскурсоводом в пушкинском заповеднике в селе Михайловском, где, как вы, наверное, знаете, великий русский поэт несколько лет жил в ссылке. 
    Как и многие другие хорошие писатели, Сергей Козлов начинал со стихов, а позже пришёл к прозе. Однако, в отличие от многих других хороших писателей, добившись столь многого в прозе, он не оставил и стихи. Наверное, потому что был по призванию не просто сказочником, но сказочником-поэтом. По сути, его миниатюрные истории про зверушек (с тем же правом можно сказать: про игрушечных зверей) - это стихи в прозе. Но и настоящие стихи у него получались очень красивыми, грустными и весёлыми, волнующими, трогательными. Вот как, например, стихотворение "Февраль" из цикла "Золотая карусель", или "Времена года" - как можно ещё его обозначить:

В феврале, в феврале
Едет вьюга на метле!
По озёрам и по рекам
Белым снегом замела
Чёрной ночи зеркала!

И звезде себя не видно...
Ей, наверное, обидно
За белёсой пеленой
Быть невидимой звездой.

Не менее трогательны и красивы и большие поэтические произведения Сергея Козлова - такие, как поэма "Катерок" или как замечательная стилизация, а, может быть, и тонкая пародия на старинные испанские стихи в жанре "романсеро", которая так и называется "Испанская баллада". К большому моему сожалению, прямо сейчас невозможно прочесть вслух эти прекрасные вещи, и потому я очень и очень рекомендую вам спросить в библиотеке поэтический сборник Сергея Козлова "Я на солнышке лежу". Обещаю: читая эту книжку, вы получите не меньшее удовольствие, чем от чтения прозаических произведений Сергея Григорьевича или от просмотра мультфильмов по его сценариям. И, что очень важно, легко запомните многие и многие чудесные строки, которые потом долго, а может, и всегда будете повторять про себя и вслух, удивляя и радуя этой красотой окружающих.
    Друг Сергея Козлова, детский писатель Юрий Кушак рассказывал, что когда им было по двадцать с небольшим лет, Козлов принёс в газету "Литературная Россия", где Кушак работал, свои первые сказки. Их показали Льву Кассилю и Сергею Михалкову, и знаменитые писатели были потрясены талантом начинающего автора.
    Впрочем, гладкой его литературная дорога от того не стала. Как раз в те годы вышел указ комитета печати о том, что советские детские писатели не должны писать про всяких там зверюшек, а, наоборот, должны писать про примерных детей. Да, друзья мои, много странного и неумного позволяли себе власть предержащие в XX веке, и не только в нашей стране. Книги неугодных писателей демонстративно сжигали на площадях, впрочем, как порой и самих писателей, изымали из библиотек, запрещали, просто не печатали, а их авторов и ссылали на каторжные работы, и высылали из родной страны, и даже расстреливали.
    Кто-то считает, что властные чиновники просто не понимали, что в каждом таком литературном зверьке спрятан живой человек - добрый или злой, умный или глупый. Я так не думаю. Я думаю, что, наоборот, очень даже хорошо понимали, и именно поэтому запрещали, ведь басня или сказка, как известно - ложь, да в ней намёк...
    И таких намёков по текстам Сергея Козлова разбросано многое множество. Но учат-то все они добру, призывают к милосердию, говорят о жизни правду - и когда она, жизнь, весела, и когда она, правда, печальна.
 
   

    Своих самых лучших, самых симпатичных и самых мудрых героев - Ёжика и Медвежонка Сергей Козлов придумал в 60-е, когда никто, кроме, может быть, поэта и переводчика Бориса Заходера, ещё не знал у нас о существовании Винни-Пуха, а через четверть века он придумал Львёнка и Черепаху, немножко похожих на персонажей "Доктора Айболита" Корнея Чуковского, - примерно настолько же, насколько Медвежонок похож на героя сказки Алана Александра Милна. То есть, они, конечно, похожи, эти зверята, как все литературные зверята похожи друг на друга, но в то же время они совсем другие, как и сказки Козлова совсем-совсем про другое, нежели сказки Милна.
    Почему так? Да потому, что всякая сказка лишь отчасти сказка, а вообще-то - волшебное зеркало, отражающее жизнь конкретных людей в конкретной стране. И как бы ни казались похожими ребятишки всех на свете стран, на самом деле они очень разные - так же, как культуры, как сами страны, в которых они живут. И козловский Медвежонок - это русский Медвежонок, из русского леса, из советской жизни, из того дремучего леса и того густого тумана, в котором его друг Ёжик, если потеряется, может пропасть навсегда. Но при этом потеряться навсегда он всё-таки не может, потому что кто-нибудь - лес полон хороших и бескорыстных существ, как полна была наша страна в шестидесятые годы добрых и бескорыстных людей - кто-нибудь непременно ему поможет. А кого необходимо спасать в благоустроенном, как спальные кварталы, лесу Винни-Пуха?..
    Я вовсе не хочу сказать, что сказки Сергея Козлова лучше сказок Алана Александра Милна. Они просто другие. И про другое. И они столь же хороши. Недаром их перевели на множество языков, и за границей переиздают столь же часто, как и на родине. И на литературной карте мира, рядом со Страной Чудес Льюиса Кэрролла, Медвежьим Лесом Алана Александра Милна, Средиземьем Джона Роналда Руэла Толкина уже многие годы располагается африканский пляж и русский лес Сергея Козлова, где Старая Черепаха поёт песенку весёлому Львёнку Ррр-Мяу, а совестливый и бесстрашный мыслитель Ёжик пробирается сквозь туман к прямодушному весельчаку Медвежонку, чтобы, сумерничая на крылечке, вместе пить чай с малиновым вареньем.
    Сергей Григорьевич Козлов написал множество коротеньких, весёлых и грустных, неизменно поэтичных историй об этих героях. Вероятно, именно жанровое разнообразие и, конечно, яркие образы козловских героев, особенно привлекают талантливых художников. Кто бы ни иллюстрировал книжки Козлова - Лидия Шульгина, Сергей Остров, Борис Акулиничев или другие художники, - картинки неизменно оказываются созвучны текстам и по-настоящему украшают их. Истории про Ёжика и Медвежонка, Львёнка и Черепаху со временем составили разные сборники - тематические, где действие происходит, например, только летом, только осенью или только зимой, такие, как, например, представленные здесь "Ёжик в тумане", "Правда, мы будем всегда?", "Как Львёнок и Черепаха пели песню", или сказочно-приключенческие, где во взаимодействие с Ёжиком и Медвежонком вступают ещё и вечные антагонисты Заяц с Волком, - например, сборник "Трям! Здравствуйте!". В более поздние годы писатель обратился и к жанру небольшой повести. Из книжек в этом жанре, помимо уже названного сборника "Трям! Здравствуйте", рекомендую вам и вашим младшим братишкам и сестрёнкам повести "Как Львёнок и Черепаха отправились в путешествие" и особенно "Поющий поросёнок" - самую, наверное, весёлую книжку Сергея Григорьевича, где автор обнаруживает не только юмористический талант, но, пожалуй, и дар мягкой сатиры. Кстати сказать, именно "Поющий поросёнок", наряду с лучшими лирико-философскими сказками про Ёжика и Медвежонка, будет наиболее интересен не только вам, но и вашим родителям, да и родителям ваших родителей тоже. Им, старшим, эти книжки расскажут, может быть, даже больше, чем вам.
 
   
 

    А это качество детской литературы - быть одновременно и по-разному интересной старым и малым, взрослым и детям - само по себе встречающееся очень редко, лишний раз подчёркивает, насколько мы были правы, с самого начала нашей беседы охарактеризовав Сергея Козлова как классика. Это качество именно классической литературы - быть интересной читателям всех возрастов и каждому возрасту дарить своё удовольствие. И ещё более того - быть достойной перечитывания, ибо при каждом новом чтении открывается для читателя нечто новое, не замеченное прежде.
    И уж самое замечательное в том, что и свои стихи, и свои сказки Сергей Козлов с блеском умел превращать в пьесы для кукольного и драматического театра, свидетельством чему превосходный том "Поющий поросёнок", выпущенный издательством "Искусство", где собраны девять очень разных и очень хороших пьес. Больше того, иной раз что-то, чего не замечаешь при чтении и даже перечитывании сказок, вдруг бросается в глаза при чтении или просмотре пьесы. А ведь вообще-то говоря, совсем уж редкий прозаик, а тем более поэт оказывается ещё и очень хорошим драматургом. Это - разные жанры, и драматург, кроме всего прочего, обязан ещё и хорошо знать театральное искусство и театральную жизнь. Как, впрочем, и детский писатель должен очень хорошо знать детей.
    Поэт, писатель, драматург, по-настоящему интеллигентный, умный и скромный человек, не мелькавший на телеэкранах со скучными нравоучениями или бесконечными байками о себе любимом, как, к сожалению, нередко поступают литераторы средних способностей, но большие честолюбцы, Сергей Григорьевич Козлов знал самое главное и о жизни, и о литературе, и о нас, читателях. Поэтому он всем нам - и детям, и взрослым - говорил правду. О жизни и о нас самих, о том, что мы должны любить друг друга и любить жизнь - потому особенно сильно, что приходим мы на белый свет ненадолго, что когда-то нас не станет, даже если мы верим в бессмертие, даже если мы бессмертны, даже если правда, что мы будем всегда.
    Потому что всегда - это ведь тоже очень недолго.
    Может быть, в том и главный урок этого писателя, герои которого уж точно будут всегда, как всегда будут нужны большим и маленьким его добрые и грустные, весёлые и печальные, а потому по-настоящему волшебные сказки.
 
   Презентацию для проведения мультимедийного урока по творчеству С.Г. Козлова можно скачать здесь: Скачать презентацию (36 Мб, RAR-архив)

«Всегда - это так ненадолго (К годовщине со дня смерти Сергея Григорьевича Козлова, весёлого поэта, грустного сказочника и мудрого драматурга)»
Год издания: 2004

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я