Занимательное стихосложение

Шульговский Н.Н.

М.: Издательский дом Мещерякова. - 208 с. ("Научные развлечения")


Год издания: 2008
Рецензент: Распопин В. Н.

    Все новое - это хорошо забытое старое, не так ли, читатель? Вероятно, не дождавшись сколько-нибудь серьезных и одновременно читабельных научно-популярных книжек от современных авторов, издатели принялись переиздавать книжки старые - классические и прочно забытые. Так, издательский Дом Мещерякова предложил юному пытливому читателю серию "Научные развлечения", в которой среди прочих ("Занимательная физика" Перельмана, "Путешествие по карте языков мира" Леонтьева, "В поисках похищенной марки" Лёвшина и др.) семитысячным тиражом выпустил книжку Николая Шульговского "Занимательное стихосложение", изданную впервые в 1926 и переизданную под названием "Прикладное стихосложение" в 1929 году.
    Нынче об авторе этого симпатичного, но и в самом деле несколько устаревшего труда сведений взять практически негде. Единственное, что мне удалось раскопать в Сети, - небольшой материал, опубликованный в пятом номере журнала "Наука и жизнь" за 2006 год. Из него следует, что Николай Николаевич Шульговский (1880 - 1934?) сочинял средней руки стихи, напоминающие Брюсова и Бальмонта, закончил Петербургский университет, параллельно занимаясь в Кружке философии права профессора Л.И. Петражицкого, а по окончании университета - цитирую - "Изучив более четырехсот (!) первоисточников по истории, теории, эстетике, гармонии и формам стихосложения, а также собственно поэзии - древнеклассической, Средних веков, эпохи Возрождения, русской народной... издал монографию "Теория и практика поэтического творчества. Технические начала стихосложения, ч. 1". Книга была выпущена в 1914 году, за 5 лет до выхода впоследствии "нашумевшей" (по словам известного журналиста-библиофила Олега Рисса) работы Валерия Брюсова "Краткий курс науки о стихе. О метрике и риторике стиха". Фундаментальный труд Шульговского получил положительный отклик в России. О его книге тепло отозвался Александр Блок". Не вступавший ни в какие творческие объединения, независимый автор Н.Н. Шульговский с 1912 по 1917 гг. выпустил несколько поэтических сборников, сегодня практически никому не известных, позднее писал пьесы для детей, шедшие в петроградских театрах в 20 гг., подготовил вторую часть монографии "Теория и практика поэтического творчества...", несколько сборников лирики, поэму и драму в стихах, сборник рассказов. К сожалению, о том, что представляло собой его позднее творчество, судить невозможно, поскольку эти рукописи, скорее всего, не сохранились.
    Книжку "Занимательное стихосложение" заказало Шульговскому издательство "Время" для популярной серии "Занимательная наука". Чем отличаются друг от друга ее первое и второе издание, я не знаю, но, насколько можно судить по краткому материалу в журнале "Наука и жизнь", они не идентичны, а если полагаться на собственное впечатление от прочтения адаптированного для понимания современного молодого читателя переиздания "Занимательного стихосложения", думается, что второе издание 20-х годов должно было быть интереснее.
    Почему я так думаю? Потому что "Занимательное стихосложение" - в том варианте, в каком оно вышло в современном переиздании, - пожалуй, не слишком занимательно. Название "Прикладное стихосложение" подходит этой книжке гораздо больше. Оно и по сути так. Уже во "Вступлении" автор предупреждает читателя: "...речь здесь идет только о прикладном искусстве, а не о поэзии как таковой. У поэзии своя область и свои приверженцы. Но сочинять стихи на разные случаи жизни, заниматься искусством стихотворчества без всяких претензий, а лишь имея в виду прикладные цели - шутки, игры, любят очень многие. Вот для них-то и предназначается настоящая книжка" (с. 6).
    "Занимательное стихосложение" состоит из девяти небольших глав, в которых рассказывается обо всех основных формах игрового (и не только игрового) стиха - палиндромах, шарадах, загадках, буриме, так называемых бесконечных, макаронических и фигурных стихах, анаграммах, тавтограммах, эпиграммах и проч., о рифмах и ассонансах, об основных ошибках начинающих. Каждая тема иллюстрируется примерами из русской классики и поэзии начала ХХ века. Кроме того, иные темы иллюстрируются примерами из античной и средневековой поэзии, все термины расшифровываются, упоминаются и родоначальники (если они известны) каждого из разбираемых поэтических жанров. Заключительная глава в удобоваримой форме дает представление о метрах и ритмах русского стиха.
    Это, так сказать, плюсы данного издания. Теперь о его минусах. Во-первых, графические иллюстрации, сделанные в духе популярной в советское время серии "Эврика", увы, и малосообщительны, и просто неинтересны, то бишь сделаны как-то без души, без юмора и вообще как бы лишь для порядка. 
    Во-вторых, мне непонятно, на какого читателя сегодняшнее переиздание книжки Шульговского рассчитано. Грамотному читателю она, помимо, может быть, не самых ярких примеров из русской поэзии, ничего нового не сообщит. Детям, начинающим интересоваться поэтическим творчеством, читать ее будет, пожалуй, трудновато. Ну а молодых франтов, желающих покорить сердце красавицы с помощью мадригала собственного изобретения, нынче просто не существует.
    Таким образом, остается предположить, что либо выбор редакции издательского Дома Мещерякова был неудачен (на мой взгляд, ориентируясь на детей, пробующих перо, лучше было бы переиздать чудесную книжку Всеволода Рождественского "Читая Пушкина", написанную непосредственно для детей, где основные представления о русском стихосложении даны на примерах более простых и выразительных), либо целью издателей было воскрешение из небытия литературного памятника.
    Именно в последнем качестве и рекомендую читателю воспринимать эту книжку, познакомиться с которой, конечно, никому не помешает, но вот познакомиться с пользой удастся, пожалуй, далеко не всем. Это и не занимательное пособие для маленьких, и не энциклопедический труд на уровне "Поэтического словаря" Квятковского.
    Что же касается моих личных читательских впечатлений, то я был скорее разочарован, поскольку, не ожидая ничего от авторской части книжки, надеялся хотя бы на часть составительскую, то есть на подбор ярких примеров-иллюстраций к теории. Увы, Н.Н. Шульговский (или, может быть, готовившие переиздание редакторы?) отчего-то проигнорировал целый ряд классических образцов тех или иных поэтических форм, о которых рассказывал, зачастую предпочитая им довольно средние по уровню образчики творчества авторов малоизвестных, или же отчего-то выбирая в творчестве знаменитых поэтов не лучшие примеры. Так, например, говоря о составных рифмах, Шульговский выбрал у Маяковского скорее ассонансы, нежели каламбуры, а из Минаева привел явно не сильнейшие тексты. 
    Тем не менее повторю еще раз: прочесть эту книжку вполне можно. Но рекомендовать ее в качестве перспективной настольной не решусь никому.

«Занимательное стихосложение»
Год издания: 2008

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я