Повесть в рассказах. М.: АСТ; Астрель; Владимир; ВКТ, 2008. - 286 с.
Кинорежиссер, сценарист и переводчик Павел Санаев - внук народного артиста
СССР Всеволода Санаева, сын Елены Санаевой, той самой лисы Алисы из незабываемого
телефильма о приключениях Буратино, и пасынок Ролана Быкова - написал автобиографическую
повесть с зашкаливающей степенью откровенности - и в одночасье навсегда вошел
в русскую литературу. Именно в литературу с большой буквы. Почему так? Потому
что эта книга и смешная, и страшная, и правдивая до последней строчки, и, вероятней
всего, до последней строчки придуманная. Ну, вот так, как до последней строчки
правдивы и до последней строчки придуманы книги о собственном детстве Льва Толстого
или Максима Горького. Скорее - как "Детство" именно Горького, ибо в каком-то смысле
эти вещи весьма созвучны, а образ главной героини санаевской книги, бабушки, -
подлинный художественный шедевр.
"Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой.
Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой".
Так начинается повесть - бабушкиными словами, переданными языком восьмилетнего
мальчика, и в дальнейшем вся она будет посвящена опровержению и оправданию этого
зачина.
О том, что эту книгу мог бы написать Алеша Пешков, я уже сказал. Еще ее мог
бы написать Сережа Каренин, сын заглавной героини романа Льва Толстого, как, вероятно,
и почти всякий ребенок из несчастливой семьи, особенно советской. Ведь ХХ век
сделал и несчастливые российские семьи похожими друг на друга. В пику "зеркалу
русской революции". Но не будем отвлекаться...
К чему мы приучены нашей великой гуманистической классикой? К тому, что матери
и отцы могут быть и хорошими, и дурными, деды - самодурами, но уж бабушки-то непременно
- страстотерпицами и за внуков своих заступницами. Бабушка героя книги "Похороните
меня за плинтусом" - это в одном лице и бабушка Кати Татариновой из каверинских
"Двух капитанов", и дедушки Алеши Пешкова из горьковского "Детства" и Сережи Багрова
из аксаковской "Семейной хроники". Таким образом, то, что удалось написать Сереже
Каренину, то бишь Павлу Санаеву, намертво впаяно в русскую классику, и в то же
время резко от нее отлично. Ибо в русской классике существует, конечно, целый
ряд "Записок сумасшедшего" и "Записок из подполья", однако, кажется, еще никогда
не встречались "Записки подпольщика о сумасшедшем". Вот именно такие записки и
написал Павел Санаев об истеричной своей, самой замечательной в литературе бабушке,
воплощавшей на деле поэтическую метафору о любви с кулаками, и о дедушке - страстотерпце
в противовес тому, что завещали нам классики, о матери - тихой бунтарке и о самом
себе, болезненном второкласснике, обожаемом бабкой до такой степени, что жизнь
ребенка уподобилась существованию колымского доходяги, для которого каждый шаг
в сторону чреват самыми тяжкими последствиями.
Более того, Санаеву удалось написать не только самый содержательный художественный
русский текст, я думаю, как минимум за четверть века, но и текст стилистически
самый яркий. Дело в том, что на девять десятых повесть "Похороните меня за плинтусом"
состоит из колоритнейших бабушкиных монологов и небольших ответных реплик ее домочадцев,
в которых тем не менее наглядно проявляется их человеческая суть. Описательная
же часть, то есть связующий рассказ-воспоминание автора, передан великолепно стилизованным
языком ребенка. В итоге читается эта вещь без всякой возможности оторваться от
нее, а сразу по окончании чтения вызывает непреодолимое желание возвратиться к
началу и перечесть все заново.
Поверьте, читатель, у меня такое желание возникло впервые за много лет.
Цитировать книжку можно бесконечно. Она и смешна, и печальна, и захватывающа,
и страшна - как наша жизнь. Она о судьбе советской женщины, хлебнувшей столько,
сколько не снилось никому на свете. Она - о любви, "бессмысленной и беспощадной",
как русский бунт, о любви обожествляющей и уродующей предмет обожания, но и вкладывающей
в него столько, что тому, кого так любят, ничего не остается, кроме как зачахнуть
до срока... или оправдать великие надежды любящего.
Боясь одинокого лежания в холодной могиле, маленький Саша Савельев просит
мать похоронить его в ее комнате за плинтусом, дабы мог он смотреть не на червей,
которые приходят им питаться, а на любимую маму, с которой при жизни разлучила
ребенка сумасшедшая бабушка. Но хоронили в конце повести не Сашу. "Снег падал
на кресты старого кладбища. Могильщики привычно валили лопатами землю, и было
удивительно, как быстро зарастает казавшаяся такой глубокой яма. Плакала мама,
плакал дедушка, испуганно жался к маме я - хоронили бабушку".
Плохие ли, хорошие, добродушные ли, истеричные - наши бабушки уходят раньше
нас. И оставляют нам - они, они, не столько родители, сколько именно они, наши
бабушки! - весь этот мир, такой, каков он есть, и такой, какого мы заслуживаем.
Я думаю, что, в конечном счете, книга Павла Санаева - именно об этом.
Ну а кто такой тот карлик-кровопийца, что нацелился на московскую жилплощадь,
заработанную "дедушкиным потом и бабушкиной кровью", на которого, согласно бабушке,
мама променяла сына? Никакого секрета автор из этого не делает. Посвящение великому
актеру, кинорежиссеру (и, по-видимому, еще и великому воспитателю) Ролану Быкову
красуется не только на титуле, но и на обложке книги. Сочинский воздыхатель, художник-пьяница,
да к тому же еще и еврей, охмуривший подававшую большие надежды молодую статную
актрису русско-украинского происхождения, - это именно он. А "сволочь, курва
и предательница проклятая", - мать автора, Елена Санаева, пусть и названа она
здесь Ольгой. Всеволод же Санаев - "гицель проклятый и татарин ненавистный". Ну
и наконец сам автор, Павел Санаев (псевдоним - Саша Савельев), - "идиот, смердячая
сволочь, любонька, красавчик".
И Боже упаси, я вовсе не смакую здесь жареные подробности из жизни знаменитостей.
Публикуя свой текст и посвящение Ролану Быкову, автор как бы заранее выдал индульгенцию
будущим интерпретаторам, но суть даже не в том. Суть в том, что один из важнейших
смыслов повести: мы все так живем. И, как ни странно, вырастаем. Не у всех, конечно,
были такие бабушки, как у Паши Санаева или Миши Лермонтова, но ведь не из каждого
же и мальчика со слабой грудью и психикой, отравленной дрязгами родных, выходят
большие художники.
Однако вырастают - все. Такими, какими вырастили нас бабушки.
«Похороните меня за плинтусом»
Год издания: 2008