Главная     Лики книг     Электронная книга     Киновзгляд     Гостевая  

Главная

О сайте

Сотрудничество

Ссылки

Иллюстрации

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru



Dleex.com Rating



ЛИКИ КНИГ

Ахматова без глянца

Фокин П.

Сборник. Сост., вступ. ст. П. Фокина. СПб.: Амфора. - 474 с. ("Без глянца")


Год издания: 2007
Рецензент: Распопин В. Н.

    В рамках нового издательского проекта "Без глянца", затеянного известным филологом Павлом Фокиным, питерская "Амфора" выпустила уже три тома, посвященных Пушкину, Достоевскому и Ахматовой. Мне попалась книжка об Ахматовой, и прочел я ее, в общем, с удовольствием, из чего, вероятно, могу заключить, что и прочие тома серии не хуже. Почему я так думаю? Потому что из "ахматовской" книжки ясно, как строится серия, обращенная к учащим и учащимся, а  также к той небольшой части молодежи, которая отчего-то и зачем-то продолжает еще читать книги.

    Итак, перед нами текст, внешне построенный по классическому образцу вересаевского труда "Пушкин в жизни", но, скажем так, без излишеств - настолько без излишеств, что в достаточно подробной биографии Ахматовой, составленной по воспоминаниям современников, вовсе не упомянут В.Г. Гаршин, крайне скупо изложены отношения поэтессы не только с мужьями, но и с сыном, вовсе обойдены вниманием прочие двусмысленности: от жаркой ташкентской дружбы с Раневской до позднего романа с Найманом. Хотя мемуары последнего, равно как и трехтомные "Записки об Анне Ахматовой" Л.К. Чуковской цитируются обильно.

    В таком случае, почему же книга, составленная Павлом Фокиным, называется "Ахматова без глянца"? На этот вопрос, вероятно, ответить может лишь сам Павел Фокин. Я же могу лишь предположить: дело в том, что составитель и автор вступительной статьи старается по крайней мере не наводить его, хрестоматийного глянца, от себя. Это - так. Ну и еще на нескольких страницах большой книги приводит фрагменты воспоминаний, из которых следует, что создательница "Поэмы без героя" и "Реквиема" была все-таки непростым и нелегким в общении человеком. Весь прочий подбор мемуарных текстов свидетельствует как раз о том, что портрет Анны Ахматовой здесь дан, пусть и не отлакированный, не парадный, но как следует отретушированный.

    С другой стороны, так ли это плохо в наше время, практически уже уравнявшее на сплошь желтых своих страницах гениев и злодеев, рок и попсу, Пушкиных и Пичужкиных?

    Не станем, однако, подменять критику публицистикой - книга, посвященная трагической жизни великого поэта, достойна того, чтобы поговорить именно о ней самой. Сделана она достаточно толково и удобно. После небольшой вступительной статьи от составителя следуют крупные разделы "Личность", "В кругу семьи", "На Парнасе", "Жизнь и судьба", в свою очередь разбитые на главы, подробно раскрывающие характерные черты облика героини, ее темперамента, мировоззрения, творческих и житейских привычек, отношений с мужьями, друзьями, поэтами и властью. Наиболее объемный раздел "Жизнь и судьба" дает достаточно подробное представление о долгом и трудном пути поэта, на чью долю выпали, вероятно, самые тяжкие испытания из всех, какие может выдержать человек.

    На мой взгляд, к числу недостатков книги можно отнести скуповатое изложение важнейших для понимания творчества Ахматовой отношений ее с Гумилевым и Недоброво, пожалуй, и вообще всего раннего периода ее становления как человека и поэта, зато очень удачны по подбору материала оказались финальные главы книги, рассказывающие о запоздалой мировой славе, пришедшей к Ахматовой в самом конце жизненного пути. Эта великая женщина и в молодые-то годы не колебалась в выборе между скромной дудочкой музы и аляповатой погремушкой славы, а уж в старости встречала поклонение с неизменной иронией. Вот эта ирония "мудрыя змеи" показана здесь замечательно.

    Завершает книгу краткая биография Ахматовой в цифрах и датах, а также небольшой список использованной литературы, где перечислены основные источники документальных материалов, из которых этот труд и составлен. Издание иллюстрировано достаточно скупо, но в то же время и выразительно - рисунками Модильяни, Альтмана, Судейкина, Тышлера и других художников.

    Наиболее часто цитируются "Записки об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской, воспоминания Эммы Герштейн, Анатолия Наймана, Виталия Виленкина, Дмитрия Максимова, членов семьи Ардовых, Вячеслава В. Иванова. Собственно говоря, эти-то книги и надобно читать, если мы хотим понять, каков в действительности был "век-волкодав", в котором пришлось выживать последним великим русским поэтам, и книжка, составленная Павлом Фокиным, на то недвусмысленно указывает. Она - для начинающих читать, для открывающих дверь в большую литературу, для тех, кого поразило, ослепило первое прикосновение к великой трагической поэзии Анны Ахматовой. Она - по ходу чтения это отчетливо понимаешь - вовсе не копирует вересаевский труд, даже, пожалуй, и не берет его за основу, ибо там - "Пушкин в жизни", в мелочах, а здесь речь о главном, здесь - "жизнь и судьба". А когда речь заходит о судьбе, мелочи жизни, естественно, отходят на второй план, а то и вовсе исчезают из поля зрения.

    Но именно так и должно быть, когда мы прикасаемся к бессмертному. Как сказал поэт, "чтоб нам не оторвало рук...".

    Прочтите "Ахматову без глянца", "почтите великого поэта" - рекомендую вам эту книгу без каких-либо сомнений.

«Ахматова без глянца»
Год издания: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Виктор Распопин