Главная     Лики книг     Электронная книга     Киновзгляд     Гостевая  

Главная

О сайте

Сотрудничество

Ссылки

Иллюстрации

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru



Dleex.com Rating



ЛИКИ КНИГ

Великие научные идеи. От Пифагора до Дарвина.

Азимов А.

М.: Центрполиграф. - 204 с. ("Научно-популярная библиотека")


Год издания: 2007
Рецензент: Распопин В. Н.

    Очередная "центрполиграфовская" книжка Айзека Азимова "Великие научные идеи" могла бы оказаться одной из наиболее интересных и полезных в авторской серии "Научно-популярная библиотека", поскольку не просто рассказывает о самых главных и интересных идеях в истории науки, но и увязывает их, а вместе с ними и разные области знания в единое целое, то есть представляет историю человеческой мысли от древности до середины ХХ века. Однако этого не произошло, и вряд ли по вине автора. Азимовские очерки хороши, доступны, интересны, как и обычно. Перевод, выполненный В.П. Михайловым, в целом тоже неплох. В чем же тогда дело? Я думаю, скорее всего, в работе редакторов и составителей.
    Книжка кажется не авторской по замыслу и исполнению, а составленной как попало из разных азимовских публикаций. Причем составители никак не позаботились логически увязать эти составные части друг с другом. Большая часть сборника, по-видимому, взята из какой-то одной книги, меньшая, точнее две большие завершающие главы ("Коперник и вращение Земли" и "Юлий Цезарь и календарь") - из другой или других. Это соединение получилось искусственным, никак не обоснованным, сами по себе последние главы, по объему значительно превосходящие все предыдущие, вообще не связаны общим замыслом даже друг с другом и, конечно, производят впечатление арий из других опер, отчего и в целом книжка выглядит эклектичной и незавершенной, что и вообще не характерно для азимовских работ, и особенно нелепо в данном случае, ведь и вся серия, и конкретно очерки о великих научных идеях явно обращены к школьникам.
    Один из существеннейших недостатков этой издательской серии в целом - сокрытие информации об оригинальных изданиях переводимых книг - происходит, конечно, из нежелания издателей говорить правду читателю и еще большего нежелания платить наследникам автора. Все или почти все научно-популярные очерки Айзека Азимова, вышедшие с 2001 года в серии "Научно-популярная библиотека", написаны в 60-80-е годы прошлого века. Зачем нашему читателю об этом знать? Скажет: старьё - и не купит. С другой стороны, книжки, изданные на языке оригинала до 1973 года, мы при советской власти издавали исключительно пиратским образом, отчего не продолжить и теперь?.. В результате редакторы и составители "Центрполиграфа" позволяют себе вытворять с текстами покойного классика все, что им заблагорассудится.
    Право, жаль, что наследникам Азимова не заблагорассудилось до сих пор подать в суд на пиратский бриг "ЦП" и задать его команде хорошую трепку.
    Впрочем, если рассматривать каждый из очерков в отдельности, они, конечно, и хороши, и полезны, несмотря на то, что в той или иной форме уже встречались в других азимовских книжках. Из этой же любознательный школьник легко может узнать не только о том, как рождались науки (химия, биология, оптика) и глобальные научные идеи (теория частиц, теория поля, эволюция), но и как они взаимодействовали, влияя друг на друга, порождая новые теории и науки, философские концепции бытия. От Фалеса до Шрёдингера прочерчивает Азимов ряд научных магистралей, что значит - он начинает с времен, более ранних, чем времена Пифагора, а заканчивает временами позднейшими, нежели время Дарвина. Так что и подзаголовок книжки, данный редакторами, на этот раз также подобран не лучшим образом.
    Ну а что касается знаний, то с ними, конечно, все в порядке. Айзек Азимов был и остался прекрасным рассказчиком и щедрым учителем, умеющим на двух-трех страничках дать исчерпывающий портрет ученого, историю его дела и суть открытия. Сборник "Великие научные идеи" дарит нам около двух десятков таких портретов, историй, открытий. А кроме того, знакомит со многими научными терминами, раскрывая их смысл и происхождение.
    Завершу этот короткий и поневоле критический отклик, как обычно, парой любопытных цитат, но прежде задам все же риторический вопрос издателям. Зачем, господа, скажите на милость, вы произвели эту вивисекцию после 16-й главы, лишив азимовский труд не только стилистической стройности, но и простой логики?
    А теперь цитаты. Знаете ли вы, кто и когда придумал газировку? Нет? Да вот же, изучая газы, "…около 1770 года… английский священник, Джозеф Пристли, собрав углекислый газ с помощью ртути, растворил часть его в воде и обнаружил, что получился приятный напиток. Он открыл содовую (газированную) воду.
    Кроме того, Пристли собрал газы аммиака, хлористого водорода и сернистого ангидрида, а также открыл кислород" (С. 50).
    А известно ли вам, что демоны и гении - так сказать, близнецы-братья? Нет? Тогда слушайте: "У древних человек бывал особенным, потому что ему благоволил какой-то личный дух или ангел-хранитель. Греки называли этого духа daimon, отсюда наше слово "демон". Мы до сих пор говорим о ком-то, кто много работает, что он "одержим демоном".
    Подобным же образом слово "энтузиаст", означающее "необычно заинтересованный чем-то", происходит от греческого выражения "одержимый богом". О человеке, занятом большими делами, говорят "inspired" ("вдохновлен") - слово происходит от латинского "вдыхать", то есть вдыхать в себя невидимый дух. А слово "гений" - латинский вариант греческого daimon.
    Естественно, предполагалось, что эти духи и демоны делали людям не только добро, но и причиняли зло. Если человек заболевал, говорили, что он одержим злым духом. Такое убеждение особенно имело основания, если человек начинал произносить или допускать нелепости. Никто по своей воле не будет поступать безрассудно, так чтобы говорили, что "в нем поселился демон". Поэтому в отсталых обществах к душевнобольным иногда относились с благоговейным страхом и уважением. Считалось, что сумасшедшего коснулась рука какого-то сверхъестественного существа (мы до сих пор говорим "тронутый", когда имеем в виду, что кто-то не в своем уме)" (С. 100 - 101).
    В заключение добавлю, что в конце 2007 года "центрполиграфовская" "Научно-популярная библиотека" Айзека Азимова пополнилась, кроме представленного здесь, еще тремя изданиями, так что в ближайшее время у нас появится повод вновь обратиться к творчеству американского классика. Будем же надеяться, что обсуждать нам придется именно азимовские тексты, а не редакторские в них вмешательства.

«Великие научные идеи. От Пифагора до Дарвина.»
Год издания: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Виктор Распопин