Главная     Лики книг     Электронная книга     Киновзгляд     Гостевая  

Главная

О сайте

Сотрудничество

Ссылки

Иллюстрации

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru



Dleex.com Rating



ЛИКИ КНИГ

Железная маска: Между историей и легендой

Птифис Ж.-К.

Пер. с фр. В.Д. Балакина. М.: Молодая гвардия, 2006. - 298 с. (Жизнь замечательных людей)


Год издания: 2006
Рецензент: Распопин В. Н.

    Издательство "Молодая гвардия" шутит. Иначе как шуткой 1207-й выпуск серии "Жизнь замечательных людей", пожалуй, и впрямь не охарактеризуешь. Впрочем, почему бы и не пошутить, памятуя о том, какое количество ни тогда, ни теперь никому не нужных и вовсе не интересных биографий унылых революционеров выходило в серии еще совсем недавно. Отчего бы теперь не выпустить биографию призрака, легенды, господина Никто?
    Шутки шутками, однако книжка современного французского историка Жана-Кристиана Птифиса написана всерьез. И если, несмотря на все старания автора, сколько-нибудь отчетливо его персонаж все-таки не вырисовывается, зато эпоха самого абсолютного из всех абсолютов сверкнула доселе, быть может, невиданной гранью. Так что акцию эту издательскую следует счесть положительной. Хотя, вероятно, для такого рода биографий лучше бы все же придумать альтернативную, какую-нибудь дочернюю серию. На что, вообще говоря, несколько лет назад уже намекал А.П. Левандовский в своем предисловии к птифисовской же биографии д` Артаньяна, сказав, что она больше подошла бы к "молодгвардейской" же серии "Повседневная жизнь", ибо, в сущности, герой Птифиса, в отличие от героя Дюма, человек не замечательный, а вполне себе рядовой.
    Другая шутка издательства в том, что редакционное предисловие характеризует это совершенно серьезное историко-культурное исследование документальным детективом. Впрочем, здесь скорее рекламный ход. На самом же деле читатель, соблазнившийся названными приманками, не найдет в книге ни детектива, ни замечательного человека, ни даже романтического настроя. Более того, чтобы эту небольшую книжку прочесть, ему потребуется совершить волевое усилие и проявить немалое терпение. Во-первых, потому что текст отнюдь не рассчитан на чтение в метро, во-вторых, потому что, как это, к сожалению, нередко теперь бывает, не до конца отредактирован, и на десять-пятнадцать удобочитаемых страниц встречаются одна-две малограмотные.
    Тем не менее всем, кто еще не утратил любви к нормальному, а не поверхностному чтению, "Железную маску" Жана-Кристиана Птифиса прочесть советую, хотя и предупреждаю: итоги ждут не романтические. Дело ведь в том, что это романисты поверяют жизнь легендой, а историки - как раз наоборот: легенду поверяют жизнью. И подобно тому, как скучный реальный Кастельмор, по сути, ничего общего не имеет с романным д` Артаньяном, "старый заключенный" тюремщика Сен-Мара ничего общего не имеет ни с Королем-Солнцем, ни с Кромвелем, ни с Наполеоном, ни с Мольером, ни с мушкетерами.
    Я перечислил здесь только три-четыре версии легенды о Железной маске, на самом же деле их более полусотни. Не все они подробно рассмотрены автором, поскольку историческая наука занимается этой легендой уже достаточно давно и к сегодняшнему дню отвергла множество претендентов на звание, так сказать, самого знаменитого и самого же загадочного узника в европейской цивилизации, но все, однако, упомянуты в тексте и затем еще раз приведены в полном своде в приложении, равно как здесь же, в приложении, даны и обстоятельная хронология реконструируемых событий, и обширная библиография, фильмография, а также свод наиболее характерных иллюстраций. Достойных претендентов к моменту выхода в свет книжки Птифиса, по сути, осталось двое, теперь, по-видимому, отброшен последний лишний.
    Дабы не вызвать на свою голову справедливый гнев будущих читателей, раскрывать подлинное имя Железной маски не стану. Скажу лишь, что просидевший в тюрьмах более тридцати лет был отнюдь не романтическим героем, а, скорее, сочетал в себе типичные черты "маленького" и "лишнего" человека. И дотошный историк, восстанавливая в общих чертах вполне общее выражение его лица, честно выполнил свою научную задачу: ему веришь. Как веришь нарисованной им картине эпохи. Особенно же - историко-психологическому портрету истинного и, скорее всего, единственного настоящего героя всей этой долгой истории - тюремщика Сен-Мара, от скуки и нереализованной гордыни, собственно говоря, придумавшего и срежиссировавшего сказку. Веришь - да, но...
    Вот это самое "но", на мой взгляд, куда как перевешивает весь тот положительный интерес, какой ни есть в обеих книжках Птифиса, в "Истинном д` Артаньяне" и "Железной маске". Речь о той самой поверке легенды жизнью, сиречь о разрушении романтики. Конечно, до конца истинную легенду не разрушишь, Дюма не отменишь и не заменишь, литература останется. Она терпеливо будет ждать и дождется иного времени, иных читательских поколений. Собственно, двадцатый век сделал с литературой и мифологией то же, что восемнадцатый - с религией: постарался отменить, потому что мешала. И преуспел, но лишь на время - это ясно уже теперь, по крайней мере относительно эпохи Просвещения.
    Что же касается века двадцатого, он, по-видимому, просто еще не завершился, но - будем ждать и надеяться. И, разглядывая на уроках истории невыразительные обыденные лица, таившиеся под всеми и всяческими ныне сорванными масками, тайком перелистывать припрятанного под партой благородного Дюма.

«Железная маска: Между историей и легендой»
Год издания: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Виктор Распопин