Вечная музыка

Нагибин Ю.М.
Повести. Рассказы. Сценарии. М.: АСТ. - 704 с.
Год издания: 2004
Рецензент: Распопин В. Н.

Кто же не знает Юрия Нагибина - замечательнейшего русского писателя, новеллиста, драматурга, классика без всяких натяжек? Даже если попытаться представить себе, что есть среди читательской братии тот, кто не знаком с нагибинскими повестями и рассказами, с его "Дорожным происшествием" или "Моей золотой тещей", кто пропустил в свое время журнальные публикации его очерков о русских писателях и композиторах, вряд ли все-таки найдется человек, не смотревший классических фильмов "Дерсу Узала" и "Чайковский", снятых соответственно Куросавой и Таланкиным по сценариям Нагибина. А Кончаловский должен был снимать фильм о Рахманинове...

Может быть, здесь я забегаю вперед, сообщая о книге, не завершив положенного предисловия. Может быть. Но, знаете, я не собирался писать рецензию. И не стану этого делать, ведь, как уже было сказано выше, кто же не читал Юрия Нагибина...

Итак, я не стану писать рецензию. Кому она нужна после всего того, что было написано самим Нагибиным и о Нагибине теми, кто куда лучше меня знает его творчество, кто знал самого Юрия Марковича. Я напишу даже не аннотацию - восторженный отклик на книгу, превосходно составленную и совсем недавно вышедшую в числе прочих нагибинских сборников в издательстве АСТ. Кем составленную, однако, сказать не могу - о том никаких сведений в книге, к сожалению, нет. Как нет в ней, к еще большему сожалению, ни предисловия, ни послесловия.

Между тем, в немаленький этот том вошли в любопытном беспорядке и рассказы, и повести, и сценарии, посвященные композиторам, музыкантам, певцам. Впрочем, может быть, и не в беспорядке вовсе, а как раз в порядке - хронологическом. Но, повторюсь, я не настолько хорошо знаю творчество Нагибина, чтобы правильно вас информировать.

О ком рассказывает Юрий Нагибин? О Чайковском и Рахманинове, о Кальмане и Рихтере, о Лемешеве и Бахе. И, конечно же, о себе - таком, каким его сделала любовь к музыке. А "подарил" эту любовь писателю великий русский артист, Сергей Яковлевич Лемешев. Именно его пение, его высокое служение опере и песне, шире - Музыке навсегда пленили будущего литератора, по его собственному признанию, напрочь лишенного музыкального слуха. Меж тем Нагибин, знавший многих и многих, лично с Лемешевым знаком не был, хоть и жил с артистом в одном доме.

Итак, Сергей Яковлевич Лемешев открыл будущему писателю великий мир музыки, но мало того, опосредованно он подарил нам замечательную прозу о ряде великих музыкантов, прозу, которую Юрий Маркович, не услышь он в отрочестве Лемешева, быть может, никогда бы не написал.

А проза Нагибина поистине превосходна, и музыка ее ни на кого не похожа. И музыканты, о которых он написал, обладают тем "необщим выраженьем лица", которое позволяет читателю близко узнать каждого из них, не прибегая для того к разыскиванию воспоминаний современников, погружению в специальную музыковедческую литературу или рассматриванию фотографий и репродукций со старинных портретов. Все герои сборника - совершенно живые люди, любящие и страдающие, обуреваемые общечеловеческими страстями, но, в отличие от большинства из нас, отмеченные гением.

И вот здесь самое главное. Юрию Нагибину удалось запечатлеть не только человеческую индивидуальность каждого из своих героев, то есть написать их психологические портреты, но и передать ту, одновременно общую для всех и в то же время особенную, неповторимую "сумасшедшинку" каждого.

Страдающий от тайного недуга, который сам он считает пороком, несчастный, приговоренный к самоубийству однокашниками Чайковский; мудрый и терпеливый философ Бах; жизнелюбец и женолюб, весельчак и любитель вкусно выпить, поесть и затянуться сигарой Кальман; стоик Рахманинов, неистовый в труде и одновременно неистощимый на выдумку в развлечениях Рихтер, интеллектуал Нейгауз, наконец Лемешев - "певучая душа России"... И сам Нагибин, в любой книге интересный, новый, неожиданный, с необычайной легкостью меняющий, казалось бы, самое дорогое для любого художника, самое неизменное - стиль. А ведь "стиль - это человек", как нас учили. Только, может быть, это еще и тот человек, которого стилист изображает...

Как богаты мы гениями и насколько богаче были бы, ценя их по достоинству при жизни! Не хочу сказать, что это - главная тема сборника, но и не последняя.

Прочтите "Вечную музыку" Юрия Нагибина, эта книга непременно сделает вас богаче, умнее и человечнее.

«Вечная музыка»
Год издания: 2004

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я