Главная     Лики книг     Электронная книга     Киновзгляд     Гостевая  

Главная

О сайте

Сотрудничество

Ссылки

Иллюстрации

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru



Dleex.com Rating



ЛИКИ КНИГ

Темные века: Раннее Средневековье в хаосе войн

Азимов А.
М.: Центрполиграф. - 330 с.
Год издания: 2005
Рецензент: Распопин В. Н.

"Воспользовавшись смутой, царившей в Риме, он (Гейзерих. - В.Р.) вместе со своим флотом вошел в устье Тибра в июне 455 года. Никто не сопротивлялся. Две недели вандалы (германское племя, завоевавшее Карфаген и создавшее одно из первых средневековых королевств на территории Римской империи. - В.Р.) грабили город, увозя в Карфаген все, что можно было увезти и продать. Однако никакой бессмысленной жестокости и разрушений не было. Рим был разграблен подчистую, но сам город и его граждане оставались нетронутыми. По иронии судьбы, римляне, горевавшие о потерянных богатствах, стали употреблять термин "вандалы" для обозначения людей, совершающих бессмысленные разрушения, - как раз то, чего вандалы не делали" (С. 61).

"Страна басков получила название Наварра (вследствие завоевания ее Карлом Великим. - В.Р.). Восточная часть отвоеванных земель стала называться Испанская марка. Слово "марка" происходит от древнегерманского слова "граница". Так стали называть все приграничные земли... Северо-восточная часть королевства называлась Дания, или Датская марка, по-немецки Denmark... На востоке находилась Восточная марка - Остмарк, ныне здесь современная Австрия. В более поздние века, когда Остмарк стал независимым сильным государством, укоренилось название "Восточное царство" - по-немецки Osterreich, по-английски Austria, а по-русски - Австрия" (С. 269).

"Люди представляли Карла Великого человеком необыкновенных способностей, светловолосым героем, которого окружали двенадцать великих рыцарей, паладинов. Словом "паладин" изначально обозначали чиновников при дворе. Поскольку в легендах это наименование перешло на рыцарей Карла Великого, со временем паладинами стали называть всех рыцарей - героев средневековых сказаний" (С. 231).

"...мадьяры или угры жили на землях, граничащих с современной Украиной. Дикие племена, пришедшие из Азии, заставили мадьяр отойти к западу и обосноваться там, где простирались плодородные равнины Восточной Моравии. Именно в этих равнинах много лет назад собрались гунны, а затем авары для того, чтобы двинуться на запад. Слово "угр" превратилось в "венгр", а на этих равнинах сейчас находится одна из самых красивых стран Европы - Венгрия. По-английски слово "венгр" пишется как "Hungarian". Первая часть слова, "hun", вероятно, возникла от того, что венгры жили на тех же землях, откуда когда-то пришли гунны. А вторая часть слова происходит от сокращенного "ogre" - "угр". Наверное, это напоминание о тех временах, когда мадьяры были страшной угрозой для Центральной Европы.

Сами себя венгры до сих пор называют мадьярами. А свою страну "Magyarorszag", что означает "страна мадьяр"" (С. 285).

Из приведенных цитат, полагаю, ясно, что очередная книжка серии "Научно-популярная библиотека" издательства "Центрполиграф", представляющая своего рода учебный проект выдающегося американского писателя и ученого Айзека Азимова, ни в чем не уступает другим его работам, о которых я рассказывал ранее, по мере их выхода на русском языке. Обратившись к моим рецензиям на книги Азимова, повествующие об истории Ближнего Востока и Египта, Римской республики и империи, читатель познакомится с основными принципами работы американского писателя, с особенностями его мировоззрения и с его взглядами на историю, науку, культуру. Здесь же я не стану повторять уже сказанное и лишь в двух словах охарактеризую представляемое издание.

Охватывая двухтысячелетний период (примерно с 1000 г. до н.э. до 1000 г. н.э.), но подробно рассказывая о первом тысячелетии нашей эры, книга исторически точно и в то же время необыкновенно занимательно излагает все самое главное и интересное о германских племенах - от заселения ими берегов Балтийского моря до франкского владычества и создания великих европейских государств, существующих и поныне. Перед любознательным читателем предстают племена и вожди, народы и государи, разрушения и созидания, ученые и священники, то есть, все то, что вкупе и составляет ИСТОРИЮ, точнее историю средневекового Запада, тот период, который принято называть "темными веками". Под пером Азимова темнота проясняется, делаются наглядными основные векторы, которые, конечно же, имело это лишь на поверхностный взгляд броуново движение от великого переселения народов до оформления их в государственные образования, составившие в конечном итоге то, к чему мы сами в большой мере принадлежим и что называем теперь западной цивилизацией. Какие это были векторы? Один из них - яростная борьба за идеологическое, политическое, военное и экономическое превосходство властей церковных и светских; другой (и о нем, быть может, автор рассказывает так интересно и иронично, как мало кто в литературе) - нелегкий путь католицизма, отнюдь не всегда доминировавшего не только в культурной, но и в религиозной жизни Европы первого тысячелетия, того самого католицизма, который - хотим мы это признать или не хотим - есть не что иное, как основа западного мироздания.

Другие векторы (а их не мало)... Впрочем, прочтите книжку сами и сами сделайте выводы. С таким учителем, как Айзек Азимов, у вас это обязательно получится.

«Темные века: Раннее Средневековье в хаосе войн»
Год издания: 2005

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Виктор Распопин