Режиссер Карен Оганесян
Сценаристы: Олег Маловичко, Сергей Юдаков
Оператор Заур Болотаев
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Анна Меликян
Актеры: Константин Хабенский, Владимир Машков, Чулпан Хаматова, Армен Джигарханян,
Сергей Газаров, Александр Адабашьян и др.
Продолжительность 100 мин.
Жанр: драматический триллер
Производство: Россия
Я - в прошлом успешный сочинитель серийных детективов. Они же триллеры, они
же боевики. Чингиз, Фридрих, Ксения и иже с ними - это я, или почти я. Точно так
же, как у них, сначала все у меня было хорошо: тиражи, читатели, пресс-конференции,
гонорары, творческие планы. Если, конечно, все это можно назвать творчеством.
Между нами: я же всегда понимал, кто такой Достоевский, а кто такой я - Чингиз,
Фридрих, Ксения, она же Дарья и иже с нами. Постепенно, однако, я исписался,
как исписались и они. И хотя читатель мой еще не исчитался, я-то, между нами говоря,
понимаю, какую дрянь я подсовываю ему в последние годы. И то, что Фридрих, Чингиз,
Ксения, Дарья со чады и даже сам Стивен пишут теперь, в сущности, нисколько не
лучше, меня не утешает. Как не утешает и моего редактора. Потому я пью столько,
сколько никаким Стивенам и в самом страшном сне не привидится. Потому я совсем
забросил своего пацана, устроив его, чтоб не отсвечивал, когда я с похмелья или
типа пишу, в хороший детдом. Потому я не женюсь на хорошей (а она действительно
хорошая) женщине. Ибо - запилит, как это свойственно всем хорошим женщинам, уж
я-то знаю точно.
Однажды, в серый, дождливый, унылый, как моя теперешняя жизнь, день, я надписывал
читателям свою новую книжку. Желающих получить автограф было, кажется, двое. Нет,
трое. Этот третий, мужик в бейсболке, получив автограф, вышел из книжного магазина
и прямо на моих глазах (я как раз посмотрел в окно) хладнокровно и быстро замочил
какого-то шишкаря вместе с мордоворотами-охранниками, выкинул пушку в мусорный
ящик и растаял в мокрой подворотне. О как! Я вскочил и помчался домой, чтоб записать,
как все это бывает на самом деле, а не в моем, чингизовом, воображении, которое,
как я уже сказал выше, теперь ни к черту, и тут позвонила та самая хорошая женщина,
которая пилит. И принялась пилить. Впрочем, нет, это, кажется, было чуть позже,
когда я уже битый час зазря сидел у ноут-бука, безуспешно пытаясь описать то,
что видел. Или нет. Я примчался домой, чтобы записать все то, что видел своими
глазами, а там, дома, уже ждала меня эта хорошая женщина, приготовившая праздничный
ужин при свечах на двоих. И, разумеется, без водки. Мы подрались, она ушла, как
всегда, насовсем, то есть до послезавтра, я напился и, конечно, ничего не написал.
Назавтра я пошел к ней на конюшню (она объезжает лошадей), чтоб, так сказать,
загладить проступок с помощью букета, но по дороге встретил того самого убийцу
в бейсболке, который назвался именем главного героя моих книжек - Домового, затащил
меня в кафе, угостил вкусной булочкой и предложил сотрудничество: он будет мне
рассказывать, как, зачем и почему убивает, а я буду писать. Зачем ему это нужно,
спросил я. Он ответил: от скуки.
И мы приступили. И сперва все шло как нельзя лучше, но потом Домовой научил
меня стрелять и предложил убить кого-нибудь собственноручно. Кого именно? Да хоть
кого, хоть вон эту девицу, что уже съела свою вкусную булочку, хоть вон того дяденьку,
окруженного девчонками и охраной. Смеясь - ведь все же понарошку! - я выбрал дяденьку.
И назавтра пошел со своей хорошей женщиной (мы, конечно, помирились), с букетом
и пистолетом на концерт органной музыки, где, дождавшись, когда жертве наскучит
Бах, и она (он!) выйдет в туалет, догнать его и сделать ба-бах. Понарошку же.
Все так и вышло, но когда я вдоволь насмотрелся на писающего дяденьку и совсем
уж было собрался вернуться в зал к хорошей женщине и пистолету, который я оставил
у нее в сумочке, в туалет ворвался Домовой и тремя выстрелами замочил жертву,
затем схватил меня за шиворот, выволок из театра, запихнул в машину и дал по газам.
Когда я попытался спросить его, что вообще было, он страшно избил меня, привез
в какую-то заброшенную хибару и приковал цепью к трубе центрального отопления.
В итоге я должен был, прикованный, трезвый и окровавленный, за три дня написать
новый роман о Домовом. Я написал, как написал свой роман и герой "Мизери", находясь, пожалуй, еще в более печальном положении. Э-эх, а ведь я-то надеялся,
что буду героем вроде Великолепного из старого фильма Филиппа Де Брока или того
парня, что отличился в картине Джона Флинна "Бестселлер". Но тем не менее я написал
роман и был выпущен на свободу, на поруки моей хорошей женщины, которая все простила
и взяла на грудь меня и моего пацана.
Понятно, что Домовой меня подставил. Понятно, что Домовой меня воспитал.
Понятно также, что и я кое-что сделал для честолюбия Домового. Только вот на кой
черт ему все это было нужно в действительности, ведь седого чревоугодника он шмальнул
бы и без моего прикрытия, - так и осталось для меня загадкой.
"Так думал молодой повеса..." Не первой, правда, молодости. И может, не совсем
так, но близко к тому. Еще я полагаю, что молодой повеса думал, что Достоевские
родятся от смешения бульдога с носорогом, "Мизери" с "Великолепным". Это, однако
ж, совсем не так.
Что еще может извлечь из "Домового" пытливый зрительский ум? По-видимому,
то, что режиссеру Карену Оганесяну кольчужка триллера коротковата, а на полновесную
психологическую драму металла не хватает, и в результате у него получилась мешанина
поистине в духе позднего Стивена Кинга: ни драма, ни притча, ни триллер, ни "Завали
их всех", с морковкой, ни Антониони, с его принципиальной неконтактностью, зачастую
оборачивавшейся откровенным занудством, ни, тем более, Де Брока, ибо чего-чего,
а жизнелюбивой галльской пародии в "Домовом" нет и намека, равно как нет и намека
на актерский уровень Бельмондо.
Я не хочу сказать, что Хабенский или Машков плохие актеры. Упаси Бог! Они
замечательные актеры, особенно Машков, умудрившийся и здесь, буквально в нескольких
эпизодах, переиграть Хабенского, который, как Гамлет, со сцены не уходит ни миг.
Но и Машкову до блистательного Бельмондо в его лучших ролях не дотянуться - хотя
бы потому уже, что Жан-Поль олицетворял вдохновенный Ренессанс кинематографа,
тогда как нынче мы, увы, наблюдаем его упадок.
Больше того, мы наблюдаем упадок даже и самого уж постскриптумного периода
в европейской культуре, постмодерна, когда даже играть всерьез скучно, старо,
надоело, видели, плавали, знаем, ну и что ж, что сам Джигарханян... А зачем он
здесь, кстати сказать? А зачем здесь Хаматова - превосходная актриса, которой
решительно нечего играть, кроме как любовь к лошади?
Так что ж, не понравился мне фильм? Да нет, скорей понравился, сейчас скажу
почему, только закончу предыдущую мысль. Понимаете ли, друзья, что происходит
с нами? Мы уже все это видели, мы смотрим это снова в надежде обмануть самих себя,
ибо отчаянно хотим возвратить утраченную... Нет, не молодость - культуру. Но
она, как и молодость, неповторима. Играя в старые, в чужие игры, вливая голливудскую
шипучку в собственные жилы, мы ждем обновления крови, возвращения первозданной
радости бытия... Глупо? Конечно! Но и есть в этом что-то все же нас оправдывающее
- ждем ведь, пусть и напрасно, не утратили, стало быть, надежды.
А фильм Оганесяна мне скорее понравился, и не потому, конечно, что смешаны
там и взболтаны, как в окрошке, Ладлэм и Достоевский, Де Брока и Кинг, даже не
потому, что Машков и Хабенский, как всегда, хороши, не потому, что сменивший антониониевскую
безнадегу голливудский финал слегка омрачен промелькнувшей тенью "Пилы-2, 3, 7, 8", а потому что есть в нем один очень важный момент. Когда герой Машкова
избивает героя Хабенского и потом сажает его, как шелудивого пса, на цепь, не
только исписавшийся романтик-детективщик, но и мы с вами видим на миг истину,
высказанную в свое время непримиримым к подонкам Варламом Шаламовым: уголовники
- это не герои, это нелюди, и все человеческое им совершенно чуждо. И если бы
авторы "Домового", не считаясь с законами жанра и ожиданиями юных кукурузоедов,
пошли до конца, то есть убили бы главного героя по окончании заказанного Домовым
романа или хоть в эпилоге картины, после триумфального выхода романа в свет, -
это была бы совсем другая история, это была бы совсем другая надежда.
А так... Ну что ж, посмотрите на Машкова. Хорош!
Фильм «ДОМОВОЙ»
Год выпуска: 2008
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие