ЕЩЕ ОДНА ИЗ РОДА БОЛЕЙН (OTHER BOLEYN GIRL, THE)

Режиссер Джастин Чедуик
Сценарист Питер Морган (по роману Филиппы Грегори)
Оператор Киран Макгиган
Композитор Пол Кантелон
Продюсеры: Элисон Оуэн, Скотт Рудин
Актеры: Натали Портман, Скарлетт Йоханссон, Эрик Бана, Кристин Скотт Томас, Джим Стёрджесс, Джуно Тэмпл, Марк Рипанс, Дэвид Моррисси и др.
Продолжительность 112 мин.
Жанр: костюмная драма
Производство: Великобритания - США


Год выпуска: 2008

    В прологе картины на пленэре резвятся трое славных детишек. Это дети семьи Болейн: сестры Анна и Мария и их братишка Джордж. Дожить до старости из них суждено одной лишь Марии. В эпилоге фильма на пленэре резвится уже только одна девочка - дочь погибшей на эшафоте Анны, воспитанная Марией Елизавета, будущая великая королева великой Британиии. Таким образом, перед нами своего рода приквел к популярному киносериалу "Елизавета". С другой стороны, история сестер Болейн эксплуатируется кинематографом вот уже без малого девяносто лет, с той поры, когда в 1920 году знаменитый Эрнст Любич снял первый фильм о постыдном и судьбоносном для Англии царствовании Генриха VIII.
    Если очень коротко (а подробно и не надо, ибо на эту тему написано множество серьезных исследований и беллетристических произведений), сюжет таков. Сластолюбивый, жестокий и, как сама эпоха, непредсказуемый король Генрих, находящийся в конфронтации с соседними странами и римским папой, под влиянием страсти к Анне Болейн совершает окончательный выбор в пользу Реформации, решительно разрывает с католицизмом, отправляет законную жену, испанскую принцессу, в монастырь, пытками и казнями уничтожает сопротивление католиков в стране (так, одной из жертв этой политики становится канцлер королевства, знаменитый философ и писатель Томас Мор), тем самым, по сути, начиная гражданскую войну, завершить которую, одновременно создав великую Британскую империю, суждено будет его дочери, Елизавете - той самой рыжеволосой девочке, что резвится на зеленой лужайке в последнем эпизоде фильма "Еще одна из рода Болейн".
    Что же касается самой Анны Болейн, ее личность оценивается историками весьма противоречиво. Поскольку в конечном итоге ее интрига завершилась на эшафоте, долгое время принято было считать эту женщину жертвой распутного и жестокого короля, однако позднее, исследовав ее биографию подробнее, историки в большинстве своем пришли к выводу о том, что Анна сама была хищницей под стать своему суверену, а то и того хуже. В самое же последнее время, стараниями, правда, в основном не историков, а романистов портрет знаменитой фаворитки претерпел новые изменения, согласно которым эта миледи первой половины XVI века, хоть и была, конечно, себе на уме, но, как минимум, пострадала сильней, чем того заслуживала. 
    Такой она выглядит в популярном романе Филиппы Грегори, за последние пять лет экранизированном дважды. Телеверсию ВВС 2003 года я, к сожалению, не видел и потому не могу сравнить с тем, что получилось в киноварианте Джастина Чедуика. Здесь же, как, по всей вероятности, и в романе, привычный сюжет приобретает иные акценты. В сущности, фильм Чедуика, уже, кстати, крепко обруганный критиками, и, на мой взгляд, несправедливо, повествует не столько о короткой и звериной страсти короля и фаворитки, не столько даже о губительном пути наверх, сколько о любимых англичанами "скелетах на чердаке" - то есть о грязных семейных тайнах, о борьбе за первенство внутри семьи, о том, из какого сора вырастают гражданские войны, в которых брат не щадит брата, а отец сына.
    Итак, в семье Болейн (по матери - аристократической, по отцу - просто дворянской) растут, помимо мальчика, две сестры, Анна и Мария (кстати сказать, о том, которая из них старше, историки до сих пор спорят). Мария (по  фильму - младшая) первой выходит замуж, Анну отправляют во Францию, ко двору Франциска I, где она в совершенстве овладевает галантными науками. Так - согласно историкам, в романе же и в фильме будущая фаворитка, а затем на короткое время и супруга Генриха VIII прежде знакомится с королем, приехавшим в имение ее родителей поохотиться (а заодно и приискать себе молоденькую любовницу), причем знакомство это выходит неудачным, отчего, собственно, девушку и отправляют ко французскому двору. Генрих обращает свое внимание на Марию, только что вышедшую замуж и буквально накануне поведавшую сестре о тайнах первой брачной ночи. Мария безропотно следует указаниям честолюбивых отца и дяди и становится любовницей короля. Семья осыпается наградами и обретает реальное политическое влияние. Быстро забеременев от короля, Мария рожает Генриху желанного сына, однако король уже разлюбил безропотную простушку и горит желанием к возвратившейся в Британию Анне - теперь светской львице, напропалую с ним кокетничающей, однако, имея перед глазами пример сестры, ни в какую не соглашающейся отдаться монарху, кроме как в законном браке. Рожденный Марией, столь желанный и никак не обретаемый в законном браке наследник престола объявляется Генрихом, вожделеющим теперь к ее сестре Анне, бастардом. Лишившаяся внимания монарха, а вслед за ним и отца с дядей, все внимание устремивших теперь на искусную интригу Анны, Мария вынуждена покинуть двор и возвратиться с ребенком в отчий дом.
    Анна же продолжает свой путь наверх и доводит короля до неистовства, следствием которого становится изгнание законной королевы в монастырь, разрыв с Ватиканом и начало массовых репрессий в стране, наконец, непризнанная папой, то есть, по сути, незаконная женитьба Генриха на Анне Болейн, рождение ею дочери (будущей Елизаветы Великой), потеря второго ребенка (чаемого наследника) и последующая трагическая развязка. 
    Пытаясь спасти положение, но одновременно и еще раз насладиться своей победой над сестрой, Анна возвращает ко двору безропотную Марию, однако ее песня уже спета - король увлекается очередной юбкой, и сестры Болейн теперь для него все равно что бельмо в глазу. Отвергнутая венценосным любовником, находящаяся под пристальным наблюдением интриганка предчувствует гибель. В отчаянии она призывает на помощь брата и сестру, чтобы добрая самаритянка Мария попыталась уговорить короля, а родной брат - "о времена, о нравы!" - помог бы ей вновь забеременеть. Но все напрасно, и вот уже скорый и, конечно, неправый, заранее предрешенный суд отправляет Анну Болейн на эшафот, добрая же Мария вновь отправляется в провинцию, где ей предстоит растить не только королевского бастарда, но и рыжеволосую племянницу - как выше сказано, будущую великую королеву великой Британии.
    Таким образом, фильм "Еще одна из рода Болейн" рассказывает о взаимоотношениях родных сестер, отмеченных королевским вниманием и, в сущности, погубленных собственным отцом во имя честолюбивых замыслов его шурина. Это именно так, и именно это отличает картину Джастина Чедуика от всех прочих фильмов на данный сюжет. Исходя из сказанного, основная задача, которую предстояло решить режиссеру, заключалась, по-видимому, в точном подборе актрис на главные роли и в дальнейшей усиленной работе с ними. На мой взгляд, эту задачу режиссер, ранее снимавший только для телевидения, выполнил почти безупречно. Да, конечно, Мария в исполнении Скарлетт Йохансcон, пожалуй, слишком самаритянка и слишком блондинка, тогда как Натали Портман в роли Анны слишком интриганка и слишком брюнетка. Но никто и не ждал от них масштаба бергмановских актрис, уже потому хотя бы, что и сам Чедуик - далеко не Форман и не Вуди Аллен. На своем же уровне молодые актрисы с ролями, безусловно, справились хорошо, так что смотреть на них в продолжение двух часов отнюдь не надоедает. Они не красуются тут по-голливудски, а именно играют, создавая достаточно убедительные образы совершенно разных, но в самом тайном и самом главном очень похожих друг на друга сестер, своего рода евангельских Марфы и Марии.
    Иное дело, что больше в картине смотреть почти что не на кого. Видимо, все силы и все возможности режиссера действительно ушли на работу с двумя ведущими актрисами, и, например, тот же Эрик Бана в роли Генриха VIII откровенно не убеждает. А других больших ролей в фильме, собственно, и нет - лишь эпизодические персонажи, среди которых можно отметить, пожалуй, только мать наших героинь в исполнении Кристин Скотт Томас. Зато есть пейзажи и костюмы, сработанные просто замечательно. И - чудесная мелодия Пола Кантелона. 
    В целом же мне, в отличие от многих сетевых критиков, новая англо-американская лента "Еще одна из рода Болейн" понравилась. И я совершенно не согласен с теми, кому она показалась неумелой нарезкой эпизодов, как бы снятых для телесериала. Напротив, это динамичный, очень кинематографический текст, драматургически внятный, убедительно рассказывающий на свой лад известную историю, не грешащий ни давно приевшимся клипообразием, ни цитатностью. И если не требовать от лирического, в сущности, фильма о вынужденном противостоянии двух сестер эпического размаха и буквального соответствия исторической правде, то картину можно посмотреть не только с удовольствием, но, пожалуй, и с пользой для себя. Кстати сказать, для эпоса у Чедуика, экранизировавшего женский роман и повода не было, а что касается исторической правды, то как минимум о трех ее вариантах я коротко рассказал выше.
    Так что, сравнив напоследок приводимый здесь прижизненный портрет реальной Анны Болейн с внешностью воплотившей ее на экране Натали Портман, решайте сами, читатель, что  же это такое - историческая правда, как она соотносится с правдой художественной, да и существует ли вообще.

Фильм «ЕЩЕ ОДНА ИЗ РОДА БОЛЕЙН (OTHER BOLEYN GIRL, THE)»
Год выпуска: 2008

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие