Несколько лет назад Спилберг и Кэмпбелл предложили зрителю "Маску Зорро" - зрелище, в общем, яркое, хотя на вкус, привычный к костюмным боевикам французского образца, длинноватое и не слишком изящное. В какой-то мере отсутствие шарма искупалось участием в действе Энтони Хопкинса, игравшего Зорро, сходящего в тираж и готовящего себе замену, ибо истинная легенда не то что помереть - и состариться-то не может. Короче говоря, Мюллер жил, Мюллер жив, Мюллер будет жить. И Мюллер у Хопкинса действительно давал очка вперед бандерасову Штирлицу. Да еще как! На мой взгляд, "Маска Зорро" как сколько-нибудь художественный текст держалась только на Хопкинсе. Все прочее - беготня, мордобой и не шибко складное фехтование - сделано было, конечно, по-спилберговски лихо, но и по-голливудски же дубовато, к тому же затянуто долгими разговорами о смысле бытия вообще и жития народных героев (этакий философический боевик или вестерн - зрелище, согласитесь, на любителя) в данной конкретной частности. Не говоря уж о драматургии, почти единственным осмысленным ходом которой была уже озвученная здесь заявка: легенда не может состариться и умереть. Тем более полезная легенда. Впрочем, бесполезных легенд не бывает, надобно только время от времени пришпоривать ее по подходящему боку - левому или правому.
И таковые своевременные пришпоривания, помимо всего прочего, очень даже способны приносить пришпоривателям не только моральные, но и вполне ощутимые реальные дивиденды.
Принесет ли Спилбергу-Кэмпбеллу хорошую прибыль продолжение приключений бессмертного героя из комиксов? Скорее всего, да, принесет. Уже потому только, что мудрый дядюшка Стивен отказался в данном случае от философствований, выбрал верный бок и вдарил по нерву патриотизма, к чему, впрочем, еще вернемся.
Прибыль, полагаю, будет - и немалая. Хотя в новом фильме и нет Хопкинса. Хотя Кэтрин Зета-Джонс и постарела изрядно. Хотя отяжелевший Антонио Бандерас, кажется, больше похож на Портоса, нежели на д`Артаньяна, и бедный конь под ним... Но каков зато конь! Каков этот черный ворон-жеребец, не знаю уж насколько в нем от плоти и крови, а насколько от фотошопа!.. Впрочем, не конем единым. Под стать коню в "Легенде Зорро" и мальчик - сын легенды. Очаровательный смышленый пострел с выразительнейшим взглядом и ломкими бровями a-la Джек Николсон. Мальчик вообще, кажется, гораздо больше Зорро, чем папа-мачо. И конь тоже - мачо. И круче мачо, чем хозяин, то ли жену к народу приревновавший, то ли, наоборот, народ к жене: пьет-курит черный жеребец, ходит, как тигр, сам по себе где вздумается, но хозяина, не считая Калифорнии и всего прогрессивного американского человечества, завсегда выручить успевает. С хохмой, но по делу... Сказка, она, мы помним, - ложь, да в ней намек.
Впрочем, сдается, так и задумано. Подобно тому, как ни один из фильмов про Джеймса Бонда (а Кэмпбелл, ранее отметившийся в этой бесконечной легенде, по слухам собирается вступить в ту же воду во второй раз) невозможно смотреть всерьез, то бишь не отыскивая в тексте пародию, а чаще всего и самопародию, так же и здесь. Ну сами подумайте: когда конь импозантнее седока, а героя-легенду десять раз утопили бы в ванне, если бы не помощь жены и семилетнего сына - что ж это если не пародия...
Да ведь и вся сюжетная конструкция - Калифорния только-только изъявила желание сделаться очередным северо-американским штатом, враги не дремлют, европейские псы-рыцари через своих шпионов завозят в город новое смертоносное изобретение, посредством которого (оно ща как подзорвется!) в неминуемой гражданской войне победа будет за южанами, демократии конец, а стало быть конец и легенде, мачо на мыло, коня - в плов, а постаревшую красотку Катю-Катю-Катерину под умолкающий стук копыт - в лапы главного злодея-храмовника, но не тут-то было, просчитались, господа из растленных парижев-ландэн-таунов, крепкая штатовская семья, в составе которой целых четыре (считая вороного жеребца) спецагента при помощи местного батюшки-златуоста (он же - связной резидента-легенды) просто не может не победить: ни шпионы, ни тем более дети шпионов этого не допустят - вся, говорю, эта окрошка - натуральная, разумеется, пародия. И что немаловажно - временами забавная, а не просто мордобойная. Последнего же - мордобоя в трактирах, поездах и просто на пленэре - тем более вдосталь.
Стало быть, прибыль скорее всего будет. А что - боевик есть, вестерн есть, пародия есть, разговоров - по минимуму, драк, скачек, трюков, отсылок к "Детям шпионов", "Правдивой лжи", к Бондиане и прочим "Захватам" - не счесть алмазов в каменных пещерах, дамочка - видать, лета к суровой прозе клонят - дерется чаще и смачнее, чем целуется, бандиты в полном соответствии с внешним видом перманентно хамят и куражатся, к финалу замочив-таки парочку безответных мексиканцев, мачо - здесь in nature, жеребец - опять же как лист перед травой, по первому его, героя, свисту, в паре же они, мачо и мачо, жеребец и... - словом, куда там сказочным кентаврам, разве что медный всадник сравнения не проиграет.
Ну и самое уж главное, самое разнасущное из всех, так сказать, искусств - искусство правильного (не смотри, что политкорректного) патриотического воспитания северо-американского поколения пепси - оно, доложу вам, на подлинной, недосягаемой, легендарной просто-таки высоте. Аж завидки берут! Пародии пародиями, но формальные прибамбасы никоим образом не прикрывают, даже и не пытаются прикрывать фиговым листком голого волосатого Адама содержания. А именно: Калифорнии на звездно-полосатом - быть, саду американскому на фундаменте крепкой патриархальной семьи - цвесть, европам и прочим псам-рыцарям - слушаться большого брата, бушам - диктовать, кто виноват и что делать, спилбергам же всех и всяческих мастей - сочинять правильные, нужные народу сказки, ну а зоррам что остается? Натурально: длиться в веках, подминая под копыта разных там Робингудычей, д`Артаньянычей, и прочих вовремя померших Поповичей.
Так-то вот надобно поступать с фольклорными образцами, господин Бронзит, эх вы-и, насмешники доморощенные!
Фильм «ЛЕГЕНДА ЗОРРО»
Год выпуска: 2005
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие