Норфолк - рабочий городишко в США, в 1955 году предназначенный к затоплению, в связи с созданием на его территории искусственного водохранилища и электростанции. "Людям хлеб нужен!" - благородно рвал на себе и без того изодранную рубаху наш коммунист. "Людям свет нужен!" - барственно вторят ему с иголочки одетые люди в чёрном. Их люди. Делая "благородное" своё дело, они, правда, в отличие от наших верхов, не скрывают, что исполнители, буде удастся им быстро и без потерь выселить из затапливаемого района особо непокорных аборигенов, получат лакомые куски земли на берегах рукотворного озера.
Шестёрка господ в чёрном с каменными рожами (особенно хорош Джеймс Вудс) отправляется мытьём и катаньем снимать с насиженных мест упёртых аборигенов. Один из последних - форменный Ной, живущий в доме-лодке с двумя жёнами, другой - местный батюшка (Ник Нолти), пытающийся пристроить умирающего мальчишку какой-нибудь сердобольной бездетной паре... И так далее. Одновременно заброшенный, но, как булгаковская "нехорошая квартира" имеющий пятое измерение и заполненный разнообразной антикварной утварью дом в пустыне, рядом с кладбищем и жильём батюшки, заселяет странная четвёрка: то ли чудачествующие аристократы-экспериментаторы, то ли и впрямь демоны. Прибыли они сюда с целью отыскать ангела. Ангел, по всему выходит, должен быть ребёнком. Умирающий мальчишка воображает себя таковым (а может, таковым и является на самом деле). Демоны-экспериментаторы исследуют его травмированную спину на предмет опавших крыльев и приходят к выводу, что никакой он не ангел. Но может, всё-таки ангел...
В итоге довольно длинного, эстетского, мастерски снятого и, несомненно, "сюрного" фильма, с изрядной долей скорее печального, чем смешного чёрного юмора, шестёрка "выселителей" не без труда и гангстерской по ним пальбы справляется с заданием, вдобавок эксгумирует труп жены одного из них, непременно желающего перезахоронить её где-нибудь в Калифорнии, четвёрка демонов соглашается увезти в большой (или иной) мир мальчишку, одновременно счастливо забирающегося в жёлтый "кукурузник" из классического хичкоковского триллера и умирающего на руках старого священника, великие воды заливают всё, что осталось от Норфолка (а именно развороченное кладбище), долго сине-грозно булькают и наконец выбрасывают на поверхность гроб - видать, с трупом той самой незабвенной (вплывает, всплывает в памяти повесть Ивлина Во, а как же!..) супруги человека в чёрном, каковой (гроб и, надо думать, труп в нём) незадолго до того был увезён в Калифорнию героем Вудса на крыше лакированного чёрного "форда".
Мерзость запустения? Духота провинциальной жизни? Сатира на неизбывную серость скоропреходящего человеческого существования? Пародия на "ангелическое" кино? На расхожие кинематографические штампы, вроде изображения тысячеглазого Абадонны в виде добродушного, даже интеллигентного с виду молодого человека в очках с многочисленными линзами (Джонни Депп в "Сонной лощине"), или общей стилистики, внесённой в изображение Дикого Запада в конце 80-х Линчем и подхваченной Тарантино и Стоуном?
Пишут, что "Норфолк" завершает трилогию братьев Полиш о провинциальных городах Америки. Предыдущих картин я не видел, но если они сделаны также - одновременно до удушья скучно и захватывающе виртуозно, сняты и разыграны столь же искусно, можно, вероятно, говорить о появлении в Голливуде значительных авторов нового поколения и ждать от них большого кино. Художественное впечатление от "Норфолка", во всяком случае, остаётся близкое к тому, что испытываешь, смотря фильмы Вуди Аллена, братьев Коэн и Дэвида Линча - ощущение и совершенно намеренной, причем трагипародийной игры, и в то же время некой унылой и жестокой правды о земном и человеческом бытии, ощущение как бы усталости, отторжения от Голливуда внутри самого Голливуда.
Рекомендую фильм взрослому, серьёзному и кинематографически грамотному зрителю.
Фильм «НОРФОЛК (NORTHFORK)»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие